От рабства к свободе, от фараона в Ханаан - духовное в джазе.

ДС:- На Рождественской неделе весь Париж расцвечен, как новогодняя елка. Самая невероятная иллюминация в этом году украшает Эйфелеву башню. Елисейские поля, как и в прежние годы – сплошная река огня. Но и древние улочки Латинского квартала и Чрева Парижа (Муфтар, Бюси, Монторгой) накрыты живой сеткой движущейся иллюминации. Соборы города и церкви с шести вечера высвечены огнями. Однако рождественский рынок Страсбурга сильно опережает Париж. А в Лионе «Празднество Света» предваряет Рождество. Оно начинается 8 декабря и посвящено Богоматери, спасшей по преданию город в Средние века (в 1643 году) от чумы. Впервые жители Лиона начали праздновать 8 декабря в 1852 году…
Скажу так же, что если для православных верующих главный праздник года – Пасха, для католиков, лютеран, протестантов, баптистов, методистов – это Рождество…
У микрофона «Свободы» в Париже Дмитрий Савицкий. В эфире «Время Джаза»:

Elijah

ДС: - Elijah, «Илья», пророк Илья, тот самый, что в 9 веке до нашей эры сражался с языческим культом Ваала. Трубач Дональд Бёрд посвятил ему эту девятиминутную сюиту.
С Бёрдом, труба, играли Хэнк Моубли – тенор-саксофон; Херби Хэнкок – рояль; Дональд Бест – виброфон; Кенни Баррел – гитара; Бутч Уоррен – контрабас и Лэкс Хамфрис – ударные. Вокальная группа под управлением Коулриджа Пёркинса. 12 января 63 года. Студия звукозаписи Руди ван Гельдера.
Мы привыкли к тому, что на Рождество звучат госпелс и спиричуэлс, но мир джаза полон духовной музыки – без слов. Вспомним хотя бы Джона Колтрейна. Вот старый добрый Попс он же Сатчмо с его знаменитым диском «Louis and The Good Book» - «Good Book» - это, конечно, Библия:

Didn't It Rain

ДС: - «Didn't It Rain», «То был ливень!», спиричуэл Джейсона Молина, рассказывающий о Великом Потопе.
На компакте «Louis and The Good Book», первые пять спиричуэлс записаны следующим составом:
Луи Армстронг – труба и вокал; Эдмонд Холл, Дэйв МакРэй, Хэнк Д’Эймико – кларнеты; Трамми Янг – тромбон; Билли Кайл – рояль; Харри Миллс – орган; Эвэрет Барксдейл и Джордж Барнс – гитары; Джонни Блоуэрс – ударные. Лильян Кларк – вокал. Август 38 года, Нью-Йорк. Вопрос, который часто задают наши слушатели, это вопрос разницы между спричуэлс и госпелс. История духовных песнопений афроамериканцев корнями уходит в 18 век. Первые сходки, коллективные духовные бдения рабов, уже вокализированные и ритмизированные куплетами-вскриками, обращением к Всевышнему с просьбой о помощи, с мольбой о справедливости историки духовных песнопений относят к 1760 году. Спиричуэлс или негроспиричуэлс – это этвет на призыв святого апостола Павла из его «Послания Ефесянам»:
«Но исполняясь духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших - Господу».
Итак, «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших…».
Эти строки афроамериканцы нашли в Библии короля Якова (King James Bible), которая была переведена на английский язык под патронажем короля Англии Якова I и выпущена в 1611 году.
Спиричуэлс к концу 19 века стали церковными духовными песнопениями. Госпелс – это современная популярная и коммерческая форма спиричуэлс.
Но пора напомнить: если вы заблудились в джунглях эфира, следуйте за свингующей волной «Свободы», которая приведет вас в клуб «Времени Джаза».
У микрофона в Париже ваш ДС.
Вот второй вариант Великого Потопа, «Didn't It Rain», в исполнении великой Махалии Джэксон:

Didn't It Rain

ДС: - «Didn't It Rain» - Махалия Джэксон и Милдред Фоллс Трио: Милдред Фоллс – рояль; Лилтон Митчел – орган; Милт Хинтон – контрабас. 11 августа 58 года, Нью-Йорк.
Трудно сказать, в какой именно момент госпелс утвердились в социальной сфере, то есть распахнули двери методистских и баптистских церквей - в город. Скорее всего эволюция эта свершилась в ранних тридцатых с банализацией, с доступностью граммофона (патефона) и пластинок на 78 оборотов. Распространению госпелс так же способствовало рождение традиции гастролей по Штатам вокальных групп, исполнявших «псалмы и песнопения духовные».
Вот не менее яростная и энергичная, чем Махалия Джэксон, но, быть может, более близкая к стилю «R & B» и «soul», Лиз МакКомб:

By The Rivers Of Babylone

ДС: «The Rivers Of Babylone», «На реках Вавилонских…» - Лиз МакКомб – вокал и фортепьяно; Тайтус Уильямс – гитара и вокал; Кристоф Гайо – ударные. Париж, театр «Елисейских Полей», 1994 год.
Вы слушаете «Время Джаза» на частотах Свободы или с сайта радиостанции svobodanews.ru.
Госпелс проложили дорогу к «Ритму-и-Блюзу», к рок-н-роллу, к Литл Ричарду, Элвису Пресли, Рею Чарлзу, Оттису Реддингу и Джеймсу Брауну. От любви божественной до любви земной не произошло однако снижения интенсивности, плотности наполнения внутренней динамичностью. Афроамериканское песнопение, оставив текст псалмов и гимнов, уйдя в город, в Гарлем и в Уаттс, не потеряло внутренний смысл, замкнутость на вечность, на неизбежную нужду покинуть Египет рабства и обрести свободу…

That's What You're Doing to Me

ДС: - «That's What You're Doing to Me», «Вот, что ты со мной делаешь!», Уарда и Маркса. Вокальная группа «ДомИно», Нью-Йорк, май 51 года. Как утверждают в унисон и в разнобой музыкальные энциклопедии: «Рок-н-ролл - дитя госпелс и кантри». Вам не кажется, что чего-то не хватает? Мне кажется они забыли про блюз…

The Black Disciple

ДС: - «The Black Disciple», «Черный ученик», пьеса Дюка Пирсона.
Чарли Бёрд, труба; Хэнк Моубли – тенор-саксофон; Херби Хэнкок – рояль; Дональд Бест – виброфон; Кенни Баррел – гитара; Бутч Уоррен – контрабас и Лэкс Хамфрис – ударные. Вокальная группа Коулриджа Пёркинса.
Компакт Дональда Бёрда «Новые Возможности» типичный пример попытки (особенно с введением вокальной группы) найти мост между уже нащупанной свободой самовыражения, наследственной духовностью афроамериканской музыки и, подчас убийственной для многих талантов, коммерческой стороной самого бизнеса, необходимого для выживания музыкантов.
Добавлю, что кое-где в наши времена церкви вновь захлопнули двери, чтобы спасти псалмы и гимны от города…
На этом трудном пути я вижу лишь одного бескомпромиссного победителя - – Джона Колтрейна…
Исторической правды ради не стоит все же забывать, что библию Короля Якова африканским рабам принесли их угнетатели, если и не сами плантаторы, то миссионеры церкви.
Почему африканские рабы (до афроамериканизма, то есть до освобождения от рабства, еще далеко) так легко, так охотно приняли Библию и Новый Завет? По той причине, что попавшие, как евреи, в рабство к новому фараону, они идентифицировали себя с ищущим освобождения еврейским народом, они приняли веру, ведущую к Красному морю, ведущую в Ханаан, в землю обетованную. Отсюда и особое звучание спиричуэлс и госпелс. Отсюда и наполнение джазовой музыки внутренним движением к свободе. Ханаан слышен не только внутри псалмов и гимнов, но и в музыке Мингуса, Трейна, Монка, Дейвиса, Хаббарда, Хенкока, Джона Льюиса, Сильвера, Эванса…

Wednesday Night Prayer Meeting

ДС: - «Wednesday Night Prayer Meeting», «Молитвенное собрание в среду вечером» - удивительная пьеска Чарли Мингуса, разгоняющая блюзовую атмосферу пританцовывающей паствы до рева и грохота локомотива - секретного содержания многих спиричуэлс, оповещавших о побегах, об этом железнодорожном пересечении Красного моря, о пути к свободе – с плантаторского юга на север.
Джимми Ниппер и Уилли Денис – тромбоны; Джакки МакЛин и Джон Хенди – альт-саксофоны; Букер Эрвин – тенор-саксофон; Пэппэр Эдамс – баритон; Хорас Парлэн – рояль, толстяк-Мингус – контрабас и Денни Ричмонд ударные. 4 февраля 59 года, Нью-Йорк. Диск выпущенный фирмой «Этлэнтик» «Blues & Roots» - «Блюз и Корни»…
Что ж, мне остается выполнить обещание и заглянуть в совсем иные кварталы.

Silver Bells

ДС: - «Silver Bells», «Серебряные колокольчики», Ливингстона и Эванса. Бинг Кросби и Кэрол Ричардс…
И напоследок Рождество, которое может быть (во всех смыслах) – белым:

White Christmas

ДС: «White Christmas», «Я мечтаю о белом Рождестве, о том, которое мне так знакомо с детства….». Песня, написанная Израэлом Балиным, чей отец был кантором синагоги в Могилеве (по иной версии в Тобольске), Балиным, ставшим в США – самым известным композитором-песенником и взявшим псевдоним Ирвинга Берлина.
«White Christmas» (Френк Синатра, конечно же…) – это и фильм 1954 года Майкла Кёртиза. Самое забавное, пожалуй, что в самом фильме песню Берлина спел не Фрэнки, а его соперник – Бинг Банг Кросби… Не только спел, но и сыграл главную роль… Роузмари Клуни так же красуется на рождественской афише этого фильма…
На этом, я думаю, стоит поставить точку. Ваш ДС изрядно подготовил вас к надвигающемуся празднику. Если вам нужно подробнее вникнуть в детали моей инструкции – скачайте этот файл «Времени Джаза» в подкасте с нашего сайта - svobodanews.ru.
Что будет через неделю? Интересный вопрос… Если вам удастся нащупать в следующий уикенд ребра вашего транзистора и ваша компьютерная мышь не сбежит от вас – вы это узнаете, как всегда, после сводки вечерних новостей. Чао, бай-бай.