Предприятиям невыгодны работники

За время кризиса количество занятых в промышленности сократилось на 10%, а номинальные зарплаты выросли на 5%.

Общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в ноябре составила 6,131 миллиона человек. Это 8,1 процента трудоспособного населения страны. Месяцем ранее уровень безработицы составлял 7,7 процента.


В ноябре в России впервые за последние 13 месяцев был отмечен рост промышленного производства к прошлогоднему уровню, хотя еще в октябре его объем был на 11 процентов меньше, чем в октябре 2008 года.


Главным фактором разворота в статистике объемов промышленного производства в России стал эффект низкой базы — в ноябре прошлого года кризис в России уже проявился в полной мере, что привело к резкому падению промышленности.


При этом общее число безработных в стране сегодня превышает данные за соответствующие месяцы прошлого года на 16 процентов, отмечает научный сотрудник Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Елена Киселева, а количество зарегистрированных безработных больше прошлогоднего на 62 процентов.


— Масштабы увольнений все еще превышают найм, однако в целом компании активизировали прием сотрудников на работу, — уточняет эксперт. — Сейчас наиболее явно эта тенденция проявляется в секторе жилищно-коммунального хозяйства. Это связано с наступлением отопительного сезона — чтобы его обеспечивать, нужны дополнительные работники. Кроме того, некоторая активизация найма характерна для сектора добычи полезных ископаемых и компаний финансового сектора. Но каких-то предпосылок к созданию новых рабочих мест пока не наблюдается. Подозреваю даже, что данные Росстата о вновь созданных рабочих местах чаще всего подразумевают временные работы, организуемые на предприятиях. То есть это никакие не "качественные", хорошо оплачиваемые, связанные с производством на новом оборудовании, с вовлеченностью в какие-то технологические процессы рабочие места, а чаще всего уборка территорий, наладка оборудования, то есть работы, носящие временный характер.


Прибыли предприятий и общее количество занятых в российской промышленности в последние месяцы сокращались значительно быстрее, чем реальные (то есть учитывающие инфляцию) зарплаты в стране.


После возобновления экономического роста предприятия не будут увеличивать численность персонала
— В России в ходе нынешнего кризиса общее количество занятых в промышленности сократилось примерно на 10 процентов, по данным Росстата, — говорит главный экономист исследовательского Центра развития при Высшей школе экономики Валерий Миронов. — При этом зарплата в номинальном выражении, наоборот, выросла на 4-5 процентов. В целом издержки предприятий на фонды оплаты труда сократились процентов на пять, не более, тогда как выручка резко упала. Поэтому при возобновлении экономического роста предприятия, конечно, будут стремиться восстановить прибыльность и не станут расширять фонды оплаты труда. А это значит, что они не будут увеличивать численность персонала, а, скорее всего, проведут его оптимизацию. Предприятия понимают, что не может быть возврата к недавней модели экономического роста, когда рост зарплат, в отличие от большинства других экономик, опережал рост производительности труда в два раза.

Повышать зарплаты вдвое быстрее, чем увеличивалась отдача, российской экономике позволяли как приток зарубежных капиталов, так и высокие цены на нефть. Отход от такой модели развития, скорее всего, предполагает и отказ от расширения занятости прежними темпами.


— Тогда российская экономика, даже несмотря на падение эффективности, могла быстро расти, благодаря притоку капитала в 100-150 миллиардов долларов в год, — объясняет Валерий Миронов. — Рост цен на нефть влиял в этом смысле меньше, так как почти 90 процентов всего прироста нефтяной выручки с помощью экспортных пошлин или налога на добычу полезных ископаемых аккумулировались в бюджете, в Резервном фонде или золотовалютных резервах, и не поступали в экономику. Теперь такого притока капитала ожидать не приходится. У компаний большие долги, их надо как-то возвращать. И капитал, наоборот, в ближайшие несколько лет будет уходить из страны в значительных объемах, по нескольку десятков миллиардов долларов в год. На мировых кредитных рынках мы уже не получим денег на покрытие старой задолженности, на финансирование старой модели экономического роста. Она развалилась, и России необходимо повышать эффективность собственной экономики. Ну, не могут темпы роста зарплаты в два раза опережать рост производительности труда! Поэтому когда экономический рост в стране возобновится, он будет ускоряться либо при прежней численности персонала, либо даже при дополнительном ее сокращении еще на несколько процентов.


Сравнивая разные страны по производительности труда, чаще всего используют объем выработки одним человеком в течение одного рабочего часа. В России этот показатель, по экспертным оценкам, составляет примерно 25-30 процентов от уровня США. Производительность труда в Турции или Мексике находится примерно на российском уровне, в Польше — почти на треть выше, 38-40 процентов от американской, в Португалии — 50 процентов.


Кризис пока не помог России выйти из "отстающих", полагает главный экономист Центра развития:


Производительность труда в России в три-четыре раза ниже, чем в США
— Судите сами, объемы промышленности в стране за январь-ноябрь сократились на 12 процентов к уровню того же периода прошлого года, а количество занятых в ней — на 10 процентов. Отсюда следует, что производительность труда не только не выросла, а наоборот, снизилась примерно на два процентных пункта. Подобные процессы происходили и в других экономиках, поэтому, думаю, разрыв между Россией и другими странами в целом сохранился прежним.

Ключевым фактором возобновления устойчивого экономического роста — а, следовательно, и заметного расширения занятости — является восстановление корпоративного и потребительского спроса в масштабах всей страны.


— У промышленности нет пока никаких источников для роста, — напоминает Елена Киселева из ИКСИ. — Во-первых, ситуация в целом недостаточно стабильна. Во-вторых, объемы кредитования нефинансового сектора экономики сокращаются. Даже учитывая низкую базу прошлого года, в октябре объемы такого кредитования сократились на 6 процентов к уровню октября прошлого года. То есть предприятиям просто неоткуда взять денег, а потому нет у них и инвестиционных планов. Тем более, что спрос на их продукцию пока не восстановился. Сами руководители промышленных предприятий, если судить по опросам, регулярно проводимым Институтом экономики переходного периода, дают пока весьма пессимистичные оценки перспектив восстановления спроса. А в таких условиях говорить о какой-либо активизации занятости в промышленности преждевременно.


Многие эксперты полагают, что даже по мере восстановления роста российской экономики расширение занятости в ней не выйдет на докризисные темпы.


— База для определения общей численности занятых — это трудоспособное население, а оно в России сокращается, — напоминает Елена Киселева. — Поэтому все колебания занятости (идут) в пределах 1-2 миллионов человек, и какого-то существенного прироста здесь ожидать не стоит. Предприятиям невыгодно расширять штаты еще и потому, что нагрузка на их фонды оплаты труда вот-вот возрастет. С 1 января 2010 года запланирован переход от единого социального налога к страховым взносам. Пока общие ставки этих платежей повышаться не будут. Но это запланировано на 2011 год, и сейчас расширять собственные штаты предприятиям крайне невыгодно. Более того, возникают опасения, что и зарплаты, и часть работников окажутся в "теневом" секторе.


В целом, отмечают эксперты, в наиболее индустриально развитых странах мира динамика безработицы, как правило, вполне соответствует общей динамике развития национальной экономики за тот или иной промежуток времени. В России с ноября прошлого года по ноябрь нынешнего общий объем экономики сократился на 10 процентов. При этом уровень безработицы повысился за те же 12 месяцев лишь на один процентный пункт, отмечают эксперты Центра трудовых исследований Высшей школы экономики.