Лира Валеева: Арзамас - маленький провинциальный город, который долгое время был закрытым. В нем проживает немногим больше 100 тысяч человек, но до сих пор в городе был собственный театр оперы. Коллектив арзамасской оперы работает уже 15 лет, но некоторое время назад городской департамент культуры принял решение о закрытии театра. Как выяснилось, существует распоряжение правительства, что только город, население которого превышает 800 тысяч человек, может иметь оперу. : Это фрагмент самого последнего спектакля Арзамасской оперы. Оперетту "Баядера" сыграли 16 ноября. Зал был переполнен. На следующий день артисты получили официальное уведомление о закрытии театра. Говорит директор Арзамасского театра оперы Вячеслав Усманов: : 2 спектакля, премьерных спектакля, состоялось при полном аншлаге, переполнен даже зал был! То есть мы продали билеты даже на те ряды, куда никогда не продавали!: Коллектив возник в Арзамасе в 1946 году, и многие годы был народным, любительским. А в 1994 получил статус профессионального театра оперы. На момент закрытия его штат составлял 120 человек. На очень стареньком автобусе в любое время года труппа ездила по области - давала преимущественно детские спектакли, но оперные постановки тоже были.Ирина Ватутина пришла в театр оперы после окончания Арзамасского музыкального училища и была артисткой хора. Работа в этом театре побудила ее получить высшее музыкальное образование. После окончания учебы она вернулась из Нижнего Новгорода в родной Арзамас, чтобы работать именно здесь, в оперном театре, и стала солисткой. Говорит Ирина Ватутина: : "Севильский цирюльник", "Травиата", "Евгений Онегин", "Трубадур", "Тоска" – это очень сложные, очень серьезные вещи, которые не смогли бы самодеятельные коллективы исполнить.: Ни своего здания, ни своего оркестра у арзамасской оперы не было. Артисты репетировали на сцене ремонтируемого здания драмы в ужасных условиях, а спектакли давали на арендуемой площадке. Многие сомневаются: а был ли в Арзамасе оперный театр или только призрак оперы? Говорит директор Нижегородского Театра оперы и балета Анна Ермакова: : Говорить о том, что здесь был театр, который не имел своего оркестра, а, как правило, выезжал наш оркестр, чтобы сыграть с ним спектакль, его и не было фактически. Здесь была традиция, совершенно уникальная, которую не надо было нарушать. Это традиция народного самодеятельного театра, где приходили любители – любители петь, любители слушать. Это была своя культура, своя субкультура чисто арзамасская. Вот ее терять, конечно, очень жаль.: Настоящая, своя опера оказалась не по карману Арзамасу. В городской мэрии решили, что слишком дорого содержать свой театр оперы, на который тратится 20 процентов местного бюджета, выделенного на культуру. Гораздо выгоднее привезти в город на гастроли Нижегородский театр оперы и балета. Говорит директор департамента культуры города Арзамас Татьяна Ильченко:: Велики затраты! Существуют изучения на уровне Министерства культуры Российской Федерации, и существует такое распоряжение правительства Российской Федерации 923Р, где четко просчитано, что только субъект - областной город, население которого свыше 800 тысяч человек - может иметь театр оперы. Это не потом, что мы не хотим, мы его просто не потянем финансово!: Артистам арзамасской оперы уже подыскали работу в других творческих коллективах. Тем не менее, они продолжают репетировать. На весну была запланирована премьера - спектакль "Любовный напиток". А театр в Арзамасе остался только один – драматический. И "Травиата" Верди вряд ли когда-нибудь вновь зазвучит в этом маленьком городе.