Надежда Гладыш: Нынешнее состояние удмуртского этноса. Как давно вы его видели в местах коренного проживания? Что собой представляет удмуртская деревня?
Леонид Гонин, исполнительный директор ижевского дома ученый: Это лето мы посвятили этому. Ездили по республике. Были и в маленьких, и в больших населенных пунктах. Ситуация сложная в деревне. В некоторых местах даже удручающая. Деревня деградирует. Деревенским некуда податься. Они все были в большей мере приучены работать на сельское хозяйство в советское время. А там работали колхозы, совхозы. Где-то переработка была. Сегодня по республике смело можно сказать осталось где-то более-менее работающих СПК около 70-80.
Надежда Гладыш: Единиц, не процентов?
Леонид Гонин: Единиц. Потому что было в советское время до перестроечных где-то около 600 колхозов, совхозов. Родник подпитки удмуртского народа из деревни идет. Как правило, нормальные руководители – это удмурты. Я это слышал от двух глав районов в узкой беседе. Нужно будет поставить памятник удмуртам за их трудолюбие, терпение, работоспособность. Пьют – работают, пьют – работают.
Надежда Гладыш: А какая часть удмуртов проживает в селе?
Леонид Гонин: Около 60-70% всех удмуртов живут в деревнях.
Надежда Гладыш: Это сотни тысяч.
Леонид Гонин: Да.
Надежда Гладыш: Они сохраняют лицо этноса?
Леонид Гонин: Оттуда черпают городские. Согласитесь, бабушкины блины в тысячу раз вкуснее, чем в городе. Так же все делаешь, ну, не получается. Там вкуснее. Там воздух другой. Там природа другая.
Надежда Гладыш: У вас корни остались?
Леонид Гонин: Да.
Надежда Гладыш: В каком районе?
Леонид Гонин: Бождинский район. Самая большая в мире удмуртская деревня – деревня Позял. Раньше было название Позял-жекя. "Жекя" – это родовое название. Что интересно, у удмуртов так же, как у евреев по материнской линии идет.
Надежда Гладыш: Самая большая – это сколько значит?
Леонид Гонин: Это около тысячи дворов.
Надежда Гладыш: Крепкое поселение.
Леонид Гонин: Да.
Надежда Гладыш: Есть мнение, что удмурты не очень успешны в бизнесе, что этому мешает некое этическое какое-то…
Леонид Гонин: Заблуждение. Вас уверяю – это заблуждение. Один из богатых людей Австралии – удмурт. Четыре поколения уже в Австралии живут. В десятку богатых в Китае входит удмурт, который отсюда родом. Ему не дали развиться здесь. Он сейчас живет в Китае.
Надежда Гладыш: Язык у них сохранен?
Леонид Гонин: Сохранен.
Надежда Гладыш: Как в деревне функционирует удмуртский язык?
Леонид Гонин: Глобализационные процессы коснулись и деревни. Наверняка, это связано с политикой. Куда применить удмуртский язык?
Надежда Гладыш: В этом замкнутом мире деревенском они общаются только по-удмуртски. Им что-то нужно от интеллигенции, от власти в части развития языка?
Леонид Гонин: Нужно, чтобы это языковое гнездышко в деревне могло где-то также с другим гнездышком общалось. Общение. Удмурты начали очень активно работать в интернете. Есть молодая группа ребят, которые сегодня в интернет-пространстве четко отрабатывают на удмуртском и в социальных сетях, и арт-группы где-то создаются. Декларация прав коренных народов мира, которая принята в 2007 году 13 сентября… Надо сказать, что мировое сообщество серьезно озабочено тем, чтобы сохранить вот эту уникальность народов мира. Мы можем сохранять Красные книги, всевозможных животных, растения. Пытаемся всем миром сообща сохранить природу, экологию, а о себе не думаем. В принципе, каждый народ сам по себе уникален. Принципиальная позиция – это рента природная, ископаемые, которые есть, чтобы это шло в какой-то определенный фонд того же малочисленного коренного народа на развитие, на сохранение его культуры, обучение. Сегодня коренной народ в России… Удмурты не коренной народ. У нас коренной народ по российским законам – это те народы, которые ведут традиционный образ жизни.
Надежда Гладыш: Деревенский удмурт не традиционный образ жизни ведет?
Леонид Гонин: Он пользуется цивилизацией. Если народы севера…
Надежда Гладыш: Эскимосы тоже, по-моему, ездят уже на аэросанях.
Леонид Гонин: У них может быть там и больше. Декларации написаны как коллективные права народа на землю, на природные ископаемые, на сферу обитания. Это касается вопроса собственности. А где вопрос собственности, там возникают конфликты. В 2007 году как раз не проголосовали, были против Америка, Австралия. Наша страна воздержалась. Потому что прекрасно страна понимает, что это элемент какого-то начала каких-то действий. Народы могут будоражить. В каждой стране этих национальных проблем, наверное, выше головы. Но когда каждый народ начнет требовать ренту – это большой процент. Они будут хорошо жить. Вот проблема.
Леонид Гонин, исполнительный директор ижевского дома ученый: Это лето мы посвятили этому. Ездили по республике. Были и в маленьких, и в больших населенных пунктах. Ситуация сложная в деревне. В некоторых местах даже удручающая. Деревня деградирует. Деревенским некуда податься. Они все были в большей мере приучены работать на сельское хозяйство в советское время. А там работали колхозы, совхозы. Где-то переработка была. Сегодня по республике смело можно сказать осталось где-то более-менее работающих СПК около 70-80.
Надежда Гладыш: Единиц, не процентов?
Леонид Гонин: Единиц. Потому что было в советское время до перестроечных где-то около 600 колхозов, совхозов. Родник подпитки удмуртского народа из деревни идет. Как правило, нормальные руководители – это удмурты. Я это слышал от двух глав районов в узкой беседе. Нужно будет поставить памятник удмуртам за их трудолюбие, терпение, работоспособность. Пьют – работают, пьют – работают.
Надежда Гладыш: А какая часть удмуртов проживает в селе?
Леонид Гонин: Около 60-70% всех удмуртов живут в деревнях.
Надежда Гладыш: Это сотни тысяч.
Леонид Гонин: Да.
Надежда Гладыш: Они сохраняют лицо этноса?
Леонид Гонин: Оттуда черпают городские. Согласитесь, бабушкины блины в тысячу раз вкуснее, чем в городе. Так же все делаешь, ну, не получается. Там вкуснее. Там воздух другой. Там природа другая.
Надежда Гладыш: У вас корни остались?
Леонид Гонин: Да.
Надежда Гладыш: В каком районе?
Леонид Гонин: Бождинский район. Самая большая в мире удмуртская деревня – деревня Позял. Раньше было название Позял-жекя. "Жекя" – это родовое название. Что интересно, у удмуртов так же, как у евреев по материнской линии идет.
Надежда Гладыш: Самая большая – это сколько значит?
Леонид Гонин: Это около тысячи дворов.
Надежда Гладыш: Крепкое поселение.
Леонид Гонин: Да.
Надежда Гладыш: Есть мнение, что удмурты не очень успешны в бизнесе, что этому мешает некое этическое какое-то…
Леонид Гонин: Заблуждение. Вас уверяю – это заблуждение. Один из богатых людей Австралии – удмурт. Четыре поколения уже в Австралии живут. В десятку богатых в Китае входит удмурт, который отсюда родом. Ему не дали развиться здесь. Он сейчас живет в Китае.
Надежда Гладыш: Язык у них сохранен?
Леонид Гонин: Сохранен.
Надежда Гладыш: Как в деревне функционирует удмуртский язык?
Леонид Гонин: Глобализационные процессы коснулись и деревни. Наверняка, это связано с политикой. Куда применить удмуртский язык?
Надежда Гладыш: В этом замкнутом мире деревенском они общаются только по-удмуртски. Им что-то нужно от интеллигенции, от власти в части развития языка?
Леонид Гонин: Нужно, чтобы это языковое гнездышко в деревне могло где-то также с другим гнездышком общалось. Общение. Удмурты начали очень активно работать в интернете. Есть молодая группа ребят, которые сегодня в интернет-пространстве четко отрабатывают на удмуртском и в социальных сетях, и арт-группы где-то создаются. Декларация прав коренных народов мира, которая принята в 2007 году 13 сентября… Надо сказать, что мировое сообщество серьезно озабочено тем, чтобы сохранить вот эту уникальность народов мира. Мы можем сохранять Красные книги, всевозможных животных, растения. Пытаемся всем миром сообща сохранить природу, экологию, а о себе не думаем. В принципе, каждый народ сам по себе уникален. Принципиальная позиция – это рента природная, ископаемые, которые есть, чтобы это шло в какой-то определенный фонд того же малочисленного коренного народа на развитие, на сохранение его культуры, обучение. Сегодня коренной народ в России… Удмурты не коренной народ. У нас коренной народ по российским законам – это те народы, которые ведут традиционный образ жизни.
Надежда Гладыш: Деревенский удмурт не традиционный образ жизни ведет?
Леонид Гонин: Он пользуется цивилизацией. Если народы севера…
Надежда Гладыш: Эскимосы тоже, по-моему, ездят уже на аэросанях.
Леонид Гонин: У них может быть там и больше. Декларации написаны как коллективные права народа на землю, на природные ископаемые, на сферу обитания. Это касается вопроса собственности. А где вопрос собственности, там возникают конфликты. В 2007 году как раз не проголосовали, были против Америка, Австралия. Наша страна воздержалась. Потому что прекрасно страна понимает, что это элемент какого-то начала каких-то действий. Народы могут будоражить. В каждой стране этих национальных проблем, наверное, выше головы. Но когда каждый народ начнет требовать ренту – это большой процент. Они будут хорошо жить. Вот проблема.