Вслед за альянсом АвтоВАЗа и Renault-Nissan в российском автопроме может возникнуть второй крупный стратегический альянс, заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. Потенциальных участников сделки он не назвал. В России таких претендентов три, и у каждого из них свои мотивы объединения с зарубежным партнером.
Второй альянс создается на базе крупного российского производителя легковых автомобилей с участием зарубежного партнера, уточнил министр промышленности и торговли России.
Речь может идти об "ИжАвто", ГАЗе или группе "Соллерс" с автозаводами в Ульяновске, Набережных Челнах и Елабуге соответственно. ГАЗ и "Соллерс" выпускают не только легковые, но и коммерческие автомобили. "ИжАвто" грузовых не производит. Точнее ― не производил до недавнего времени, пока осуществлял сборку моделей южнокорейской компании KIA, сейчас остановленную из-за долгов завода.
― С точки зрения жизненной необходимости или выживаемости это, наверное, "ИжАвто", ― рассуждает аналитик
Для зарубежного партнера это могло стать проектом, который начинался бы не с нуля, а уже с некой готовой производственной площадки
Компания "Соллерс", бывшая "Северсталь-Авто", выпускает и внедорожники (УАЗ и южнокорейские SsangYong), и легковые автомобили (итальянские FIAT), и грузовики (японские Isuzu).
― Г-н Христенко отметил, что речь идет о производителе легковых автомобилей, поэтому на ум приходит, в первую очередь "ИжАвто", ― отмечает аналитик инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын. ― Группа "ГАЗ" все-таки позиционируется сегодня в сегменте легких коммерческих автомобилей, среднетоннажных грузовиков, спецтехники и автобусов. К тому же, "ИжАвто", хотя и ориентирован на выпуск автомобилей иностранных марок, не являет собой пример "стратегического партнерства" в полном смысле этого слова. У "ИжАвто" нет иностранного акционера. У него нет ни долгосрочных проектов, ни, по крайней мере, тех перспектив, которые сейчас есть у альянса АвтоВАЗа и Renault-Nissan. Кроме того, группа "ГАЗ" пока не намерена активно расширять свое присутствие на рынке легковых автомобилей. Поэтому скорее речь может идти об "ИжАвто".
Уже состоявшийся в российском автопроме крупный альянс ― АвтоВАЗа и Renault-Nissan ― показал, что зарубежный партнер в целом исходит из того, что структурные проблемы российского партнера должны быть решены российской же стороной за счет реструктуризации того или иного предприятия. Только после этого станут возможными сколько-нибудь крупные новые инвестиции.
Из трех названных кандидатов, с моей точки зрения, "Соллерс" выглядит наиболее "готовым" и наиболее интересным активом для дальнейшего развития, который в наименьшей степени может потребовать решения проблем реструктуризации, а, может быть, не потребует их вообще
― Безусловно, любой зарубежный партнер хотел бы получить российское предприятие в состоянии, наиболее пригодном для движения вперед. С другой стороны, частично решение таких проблем может быть заложено и в цену сделки, ― напоминает Юлий Матевосов. ― Из трех названных кандидатов, с моей точки зрения, "Соллерс" выглядит наиболее "готовым" и наиболее интересным активом для дальнейшего развития, который в наименьшей степени может потребовать решения проблем реструктуризации, а, может быть, не потребует их вообще. В случае "ИжАвто" ситуация более сложная. Здесь видимо, не удастся обойтись без некоей помощи или поддержки государства. В этом смысле ГАЗ оказывается где-то посередине. Но, думаю, если возникнет действительно серьезный разговор с потенциальным иностранным партнером, то он, скорее всего, потребует, чтобы нынешние собственники и руководство ГАЗа довели бы производство здесь легковых автомобилей до какого-то определенного уровня, на котором они будут готовы к нему подключиться".
В качестве зарубежного партнера нового альянса в российском автопроме в принципе может рассматриваться не только собственно автомобильная компания. Им мог бы стать и крупный производитель автомобильных комплектующих, имеющий при этом и опыт сборки готовых машин ― такой, скажем, как канадская компания Magna.
― Российскому производителю именно легковых автомобилей, допустим, "ИжАвто", выгоднее создавать альянс именно с зарубежной автомобильной компанией, ― уточняет Севастьян Козицын. ― А, например, для группы "ГАЗ", которой надо каким-то образом "спасать" свой конвейер по выпуску автомобилей "Волга-Siber" (модели, переделанной из Chrysler Sebring), партнером могла бы стать компания инжениринговая, выпускающая многочисленные комплектующие. Ведь группа "ГАЗ" объединяет 18 различных предприятий, входящих в разные дивизионы. На этом поле такой зарубежный партнер мог бы развернуться очень серьезно...
В 2009 году, по экспертным прогнозам, в России будет продано в целом почти вдвое меньше автомобилей, чем годом ранее.