Америка теряет терпение

Многие критикуют Барака Обаму за излишнюю мягкость в переговорах с Ираном

Противостояние США и Ирана приближается к критической черте. Представитель Белого дома во вторник напомнил: администрация не намерена отступать от заявлений президента Обамы, что время для переговоров относительно будущего иранской ядерной программы истечет к концу нынешнего года. Ирану было предложено отнестись к этому предупреждению крайне серьезно.

Такова была реакция США на вызывающие заявления Махмуда Ахмадинежада. Отвечая на вопросы журналистки американской телекомпании АВС Дайаны Сойер, президент Ирана категорически отверг требование США и их союзников принять план ООН, по которому Иран за отказ от обогащения урана получит ядерное топливо, в противном случае Америка вместе с союзниками введут новые, более жесткие санкции против Ирана.

Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс подчеркнул, что Ахмадинежад может не признавать установленного для него крайнего срока ответа, но это очень даже реальный срок, назначенный международной общественностью. И он истекает в конце этого месяца.

Иран продолжает настаивать на том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер. Лондонская "Таймс" сообщила о секретном иранском документе с четырехлетним планом создания ядерной бомбы. Махмуд Ахмадинежад назвал этот документ фальшивкой:

– Все это сфабрикованные бумажки, поддельные и распространяемые американским правительством. Сообщения о том, что мы работаем над атомной бомбой, – неправда.

О том, какой должна быть политика США в отношении Ирана, высказался сенатор Джон Маккейн:

– Мы почти год ограничивались установлением то одного крайнего срока, то другого, но это не дало никаких результатов. Если бы мы открыто встали на сторону иранского народа, который скандировал на улицах "Обама, Обама, ты с ним или с нами", если бы мы поднялись на защиту прав человека в Иране, поддержали бы иранцев в их борьбе за свободу, то мы бы стали свидетелями все большего раскола между народом и правительством в Иране, и со временем, иранское правительство было бы свергнуто его собственным народом.

На вопрос, возможно ли применение силы против Ирана, сенатор Маккейн ответил:

– Не знаю. Время уходит. Мы потеряли почти год. Но я считаю, что сначала надо пытаться воздействовать на Иран с помощью санкций. Последний и самый худший вариант – военные действия. Но есть еще один вопрос – как долго можно испытывать терпение Израиля?

Для введения новых, более жестких санкций ООН нужно получить согласие Китая и России. Пока не ясно, удастся ли это, хотя некоторые сдвиги в позициях Пекина и Москвы произошли. По словам пресс-секретаря Белого дома Роберта Гиббса все пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия на этот раз не слишком расходятся во мнении.