Верховный суд признал незаконным арест Лебедева в 2003 году

У Верховного суда, наконец, дошли руки до решения Европейского суда по жалобе Платона Лебедева.

Президиум Верховного суда России признал незаконным арест Платона Лебедева в 2003 году в рамках первого дела ЮКОСа. Верховный суд сегодня рассматривал вопрос о возобновлении производства по первому уголовному делу в отношении бывших совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Тогда оба бизнесмена были приговорены к 8 годам тюремного заключения.

Президиум Верховного суда России огласил резолютивную часть своего постановления и признал незаконным арест Платона Лебедева в июле 2003 года и последовавшее за ним решение Мосгорсуда, которое утвердило решение об избрании для Лебедева такой меры пресечения, как содержание под стражей. Правда, сейчас адвокаты не решаются пояснить, что фактически может последовать за этим решением, поскольку российская юридическая практика и доктрина не поясняют, что делать в таком случае, и может ли признание о незаконным аресте повлечь за собой отмену приговора.

Тем не менее, судьи не выполнили еще одну просьбу адвокатов. Кстати, с этой же просьбой обращался к суду и заместитель Генерального прокурора Виктор Гринь, который просил вынести частное определение в отношении тех судей, которые принимали незаконное решение в отношении Платона Лебедева. Виктор Гринь отметил, что нарушение носит процессуальный характер. В настоящее время они не могут быть устранены. Поэтому он полагал целесообразным вынести частное определение в адрес прокурорских и судебных органов с целью предотвращения подобных нарушений в будущем.
И сам Платон Лебедев, и его адвокаты считают решение, вынесенное президиумом Верховного суда, победой

Платон Лебедев, которого все-таки привезли сегодня в Верховный суд России вопреки его воле, заявил сегодня, что никто – ни надзирающий прокурор, ни начальник изолятора – не освободил его из-под стражи в тот период времени, когда он находился в следственном изоляторе без решения суда. Поэтому он просил упомянуть этих лиц в частном определении, чтобы у государства потом была возможность взыскать с них те 10 тысяч евро, которые постановил компенсировать Лебедеву Европейский суд по правам человека.

Тем не менее, и сам Платон Лебедев, и его адвокаты считают решение, вынесенное президиумом Верховного суда, победой. Как отметил адвокат Лебедева Елена Липцер, это решение открывает новые возможности для ее подзащитного в отстаивании своих интересов в Европейском суде по правам человека уже в рамках других жалоб – второй жалобы, которая поступила после приговора Мещанского суда в 2005 году, и третьей консолидированной жалобы Михаила Ходорковского и Платона Лебедева о тех нарушениях, которые были допущены в рамках предварительного следствия по второму уголовному делу, которое сейчас рассматривается в Хамовническом суде Москвы. На этот раз бывших совладельцев ЮКОСа обвиняют в хищении 350 млн. тонн нефти и легализации преступно нажитых средств.

Сегодняшнее рассмотрение связано с решением Европейского суда по правам человека по жалобе Платона Лебедева о законности его содержания под стражей до начала судебного разбирательства. В октябре 2007 года Европейский суд признал, что права подсудимого были нарушены. В результате Россию обязали выплатить 10 тысяч евро и устранить нарушения.

Это решение было принято два года назад, но только теперь Верховный суд решил возбудить надзорное производство. Адвокат Платона Лебедева Елена Липцер недоумевает, почему Верховный суд занялся этим именно сейчас:

– Причиной для возбуждения надзорного производства является новое обстоятельство, то есть постановление Европейского суда по правам человека, которое было вынесено еще в октябре 2007 года. 2 июня оно вступило в силу, в двадцатых числах июля мы подали надзорную жалобу с приложенным решением. Поэтому когда сейчас в Верховном суде говорят, что к ним это решение попало только сейчас - это, мягко говоря, неправда: видимо, просто "дошли руки". Они так долго вообще этим не занимались, а тут вдруг председатель Верховного суда 15 числа вынес это представление, и мы только 18 декабря узнали о том, что рассмотрение назначено уже на 23 декабря, на сегодняшний день.