У журнала "Театральная жизнь" - снова юбилей. В прошлом году праздновали 50-летие издания, в этом - выход в свет тысячного номера.
Обозреватель РС беседует с главным редактором "Театральной жизни" Олегом Пивоваровым.
- Какие перемены в жизни журнала происходили на вашем веку в качестве главного редактора?
- В последнее время нам, мне кажется, удалось выпустить несколько значительных номеров, посвященных тому или другому мастеру или тому или другому явлению. Прекрасный - по-настоящему, без преувеличения - номер был посвящен Анатолию Васильевичу Эфросу и Наталье Крымовой; он стал, мне кажется, событием. Мы сейчас смело идем на территорию искусств, которые находятся рядом с драматическим - сделали номер, посвященный цирку. Потому что цирковое искусство, его история, его влияние на театр конца ХХ века несомненно. А последняя наша работа посвящена театру Романа Виктюка. У широкой публики сложилось ощущение, что это режиссер некоего гламурного взгляда. А это глубочайший теоретик и философ театра - и его практик. Эту сторону его жизни мы и раскрыли в нашем номере.
- В прошлом году - 50 лет журналу, в этом году - 1000-й номер. Каждый год у вас праздник.
- Театр вообще праздник. 1000-й номер... Пока не хочу открывать все сюрпризы, которые будут там.
- Он будет связан с историей журнала?
- Будет и такой момент. Его история трагикомична: журнал-то начинался как охранительный орган. Потом вдруг пришло другое время, и этот журнал превратился в авангардный.
- Середина - конец 80-х годов?
- Да. В то время еще не было других изданий. Была монополия у "Театральной жизни" и у журнала "Театр".
- Журнал "Театр", к несчастью, уже второй раз за свою историю прекратил свое существование. Понятно, что журналы переживали очень нелегкие времена - но вы журнал, тем не менее, не бросили, не закрыли, никаких перебоев в его работе не было. Каков ваш рецепт?
- Я в какой-то момент сказал тем, кто хотел выпускать журнал, что мы будем идти теперь своей дорогой. Те, кто остался и рассчитывал на своих учредителей, попали в более трудную ситуацию. И в силу разных причин мы не досчитались, скажем, того же журнала "Театр".
- Означает ли это, что вы не принимаете денег, например, от Министерства культуры?
- Это было бы глупо - не принимать денег. Но помощь, которую мы очень ценим, которая для нас очень важна, не может ни спасти нас, ни погубить, если вдруг этой помощи не будет. Хотя без нее было бы, конечно, гораздо труднее.
- Какие тиражи у "Театральной жизни"? И каковы способы распространения сегодня?
- Если бы кто-то мне сказал раньше, что "Новый мир" - миллионник, властитель дум - будет иметь тираж 12-15 тысяч, то я бы никогда не поверил. Наш тираж когда-то достигал почти 50 тысяч, журнал выходил два раза в месяц. Сейчас в зависимости от того, угадали мы с номером или не угадали, он может быть 3-5 тысяч. Мы уже считаем это удачей и успехом. На самом деле, это соизмеримо с европейскими стандартами. Это является нынешней нормой. Читать стали меньше - но читают! У нас же были замечательные совместные проекты с японскими коллегами. Мы выпустили два номера, посвященных трагической судьбе Мейерхольда. Японские коллеги заинтересовались и выпустили в Японии вариант нашего издания на японском языке.
А распространение, к сожалению – в основном подписка. Плюс несколько близких нам мест распространения - это магазин Союза театральных деятелей и Александринка, где в магазине тоже продается наш журнал.
- То есть возможность распространения так, как раньше - во всех киосках - до сих пор заблокирована.
- Если вы подойдете к киоску и посмотрите картинки, то вы увидите недвижимость, машины, эротику, сад и огород, здоровье. Серьезных журналов я в киосках не вижу. А торчать между эротикой и недвижимостью на Кипре - не знаю, надо ли?
Обозреватель РС беседует с главным редактором "Театральной жизни" Олегом Пивоваровым.
- Какие перемены в жизни журнала происходили на вашем веку в качестве главного редактора?
- В последнее время нам, мне кажется, удалось выпустить несколько значительных номеров, посвященных тому или другому мастеру или тому или другому явлению. Прекрасный - по-настоящему, без преувеличения - номер был посвящен Анатолию Васильевичу Эфросу и Наталье Крымовой; он стал, мне кажется, событием. Мы сейчас смело идем на территорию искусств, которые находятся рядом с драматическим - сделали номер, посвященный цирку. Потому что цирковое искусство, его история, его влияние на театр конца ХХ века несомненно. А последняя наша работа посвящена театру Романа Виктюка. У широкой публики сложилось ощущение, что это режиссер некоего гламурного взгляда. А это глубочайший теоретик и философ театра - и его практик. Эту сторону его жизни мы и раскрыли в нашем номере.
- В прошлом году - 50 лет журналу, в этом году - 1000-й номер. Каждый год у вас праздник.
- Театр вообще праздник. 1000-й номер... Пока не хочу открывать все сюрпризы, которые будут там.
- Он будет связан с историей журнала?
- Будет и такой момент. Его история трагикомична: журнал-то начинался как охранительный орган. Потом вдруг пришло другое время, и этот журнал превратился в авангардный.
- Середина - конец 80-х годов?
- Да. В то время еще не было других изданий. Была монополия у "Театральной жизни" и у журнала "Театр".
- Журнал "Театр", к несчастью, уже второй раз за свою историю прекратил свое существование. Понятно, что журналы переживали очень нелегкие времена - но вы журнал, тем не менее, не бросили, не закрыли, никаких перебоев в его работе не было. Каков ваш рецепт?
- Я в какой-то момент сказал тем, кто хотел выпускать журнал, что мы будем идти теперь своей дорогой. Те, кто остался и рассчитывал на своих учредителей, попали в более трудную ситуацию. И в силу разных причин мы не досчитались, скажем, того же журнала "Театр".
- Означает ли это, что вы не принимаете денег, например, от Министерства культуры?
Наш тираж когда-то достигал почти 50 тысяч, журнал выходил два раза в месяц. Сейчас в зависимости от того, угадали мы с номером или не угадали, он может быть 3-5 тысяч. Мы уже считаем это удачей и успехом
- Это было бы глупо - не принимать денег. Но помощь, которую мы очень ценим, которая для нас очень важна, не может ни спасти нас, ни погубить, если вдруг этой помощи не будет. Хотя без нее было бы, конечно, гораздо труднее.
- Какие тиражи у "Театральной жизни"? И каковы способы распространения сегодня?
- Если бы кто-то мне сказал раньше, что "Новый мир" - миллионник, властитель дум - будет иметь тираж 12-15 тысяч, то я бы никогда не поверил. Наш тираж когда-то достигал почти 50 тысяч, журнал выходил два раза в месяц. Сейчас в зависимости от того, угадали мы с номером или не угадали, он может быть 3-5 тысяч. Мы уже считаем это удачей и успехом. На самом деле, это соизмеримо с европейскими стандартами. Это является нынешней нормой. Читать стали меньше - но читают! У нас же были замечательные совместные проекты с японскими коллегами. Мы выпустили два номера, посвященных трагической судьбе Мейерхольда. Японские коллеги заинтересовались и выпустили в Японии вариант нашего издания на японском языке.
А распространение, к сожалению – в основном подписка. Плюс несколько близких нам мест распространения - это магазин Союза театральных деятелей и Александринка, где в магазине тоже продается наш журнал.
- То есть возможность распространения так, как раньше - во всех киосках - до сих пор заблокирована.
- Если вы подойдете к киоску и посмотрите картинки, то вы увидите недвижимость, машины, эротику, сад и огород, здоровье. Серьезных журналов я в киосках не вижу. А торчать между эротикой и недвижимостью на Кипре - не знаю, надо ли?