Титов и Гозман в борьбе за правое дело

Сопредседатели "Правого дела" в день регистрации партии. Слева направо: Леонид Гозман, Борис Титов, Георгий Бовт

Сопредседатели "Правого дела" в день регистрации партии. Слева направо: Леонид Гозман, Борис Титов, Георгий Бовт

Глава объединения предпринимателей "Деловая Россия", известный бизнесмен Борис Титов покидает пост сопредседателя партии "Правое дело", объясняя это принципиальными разногласиями с другим сопредседателем, Леонидом Гозманом, по поводу задач и методов работы партии. О своих претензиях друг к другу Титов и Гозман – в интервью РС.

Партия "Правое дело" была создана на основе трех организаций – СПС, "Гражданской силы" и Демократической партии. Однако, как утверждает Борис Титов, в последние месяцы партийную политику определяли исключительно выходцы из СПС. Причем, по мнению Титова, реальные дела подменялись "конъюнктурными, политтехнологическими движениями":
Партия с Гозманом бизнесу в принципе не нужна.


- Считаю, что структура руководства партии в нынешнем виде бесперспективна. Мы предложили свою программу, программу, которая удовлетворяла бизнес, чтобы представители бизнеса пришли в партию. Но, к сожалению, эта программа была отвергнута крылом, представляющим выходцев из Союза правых сил. Не получив согласия, мы отошли в сторону, и с сентября по декабрь практически партия управлялась СПС, Леонидом Гозманом. Я не присутствовал на последних двух федеральных политсоветах, потому что считал, что мы отошли в сторону. Не блокировали никаких вопросов, просто отошли в сторону. Мы смотрели, как Гозман управляет партией.

В результате ничего не получилось. Гозман ничего не смог предложить. Даже программу не смог сделать – не то что реализовать ее. Не сумел клуб "19 февраля" собрать, который сам же предложил создать. Абсолютная безынициативность и абсолютная неспособность вывести партию на тот уровень, который бы был признан бизнесом. Партия с Гозманом бизнесу в принципе не нужна.

Поэтому Леониду Яковлевичу нужно освободить свое место, чтобы пришел нормальный руководитель, инициативный, который бы имел четкую и ясную программу и который бы обеспечил привлечение в партию как предпринимателей, так и других представителей демократического электората.

К сожалению, за это время мы ничего не увидели, кроме конъюнктурных, политтехнологических движений, никаких институтов, механизмов в партии не было создано. Только растеряли те голоса, которые были до этого.

Мы считаем, что необходимо сегодня изменение курса партии, а это требует смены руководства. Я ухожу сам и предлагаю то же сделать и Гозману, и другим руководителям партии: освободить место для нового лидера, который бы смог заново начать создавать партию.

- Леонид Гозман, насколько известно, не собирается покидать свой пост...

- Очень печально. Все равно будет новое руководство партии. Если бы мы сейчас освободили нового руководителя от этих распрей, от необходимости решать ненужные проблемы, которые мы накопили за время своего сопредседательства, мы бы освободили ему площадку – он бы мог начать с чистого листа. К сожалению, у Гозмана нет сил признать, что он ничего для партии не сделал за это время, только проблемы создал.

Первоочередной задачей сегодня я считаю объединение демократов – то, что ни "Яблоко", ни СПС сделать не смогли. Надо создать некий центр, который бы притягивал демократов, объединил бы их. Потому что крайне важно сегодня не допустить дальнейшего скатывания страны влево, добиться, чтобы все-таки была проведена модернизация страны – как политическая, так и экономическая.

- Каким образом вы посоветовали бы объединиться демократам?

- Это могут быть разные формы. Это может быть общественный совет, может быть партия. Но партия – это всего лишь инструмент, оболочка. Главное сегодня – внутреннее содержание. Если мы реально объединим демократов, создадим внутреннее содержание – программу модернизации страны, то оболочка найдется. Это будет или "Правое дело", или "Яблоко", или новая партия… Найдем оболочку.

- Собираетесь ли вы в дальнейшем участвовать в политической жизни России или уйдете в бизнес?

- Буду заниматься и бизнесом, но никуда от общественной жизни не ухожу. Я остаюсь в "Деловой России". Кроме того, мы только что создали с Григорием Алексеевичем Явлинским и Владиславом Леонидовичем Иноземцевым общественный совет "Замодернизацию.ру". Так что работы хватает, - заявил Борис Титов.

По-другому выглядит конфликт в интерпретации Леонида Гозмана:
Борьба Титова за единоличное лидерство в партии нанесла партии гигантский ущерб


- Пикантность ситуации в том, что с лета этого года Борис Юрьевич не принимал участия ни в каких мероприятиях партии, вообще никаких, в том числе совещаниях сопредседателей, в которых он обязан был принимать участие. И не общался ни со мной, ни с Георгием Бовтом (третий сопредседатель. – РС), ни с председателем исполкома – в общем, ни с кем из руководства партии. Обо всех его действиях и намерениях мы узнавали только из средств массовой информации. Сегодняшнее сообщение, что он написал заявление об отставке, мы также получили из СМИ. Поэтому я не удивлюсь, если он опять изменит свою позицию и завтра заявит, что, наоборот, остается здесь навсегда. Хотя очень надеюсь, что этот фарс, наконец, закончится.

- А как вы видите перспективу "Правого дела" в случае, если Борис Титов уходит из руководства?

- Я вижу ее более оптимистично, чем до его ухода. Не потому, что Титов плохой. А потому, что его борьба за единоличное лидерство в партии, борьба, которую он начал буквально с первого дня – в нарушение устава, в нарушение всех джентльменских договоренностей, которые у нас были, – эта борьба нанесла партии гигантский ущерб. И чуть ее не разрушила. Мы этот ущерб должны будем компенсировать еще достаточно долго. Но, думаю, теперь у нас появляется возможность для конструктивной работы, и очень надеюсь, что теперь партия не будет ассоциироваться с постоянными внутренними скандалами, а будет ассоциироваться с какими-то действиями не внутри себя, а вовне. Эти действия могут быть удачными и неудачными, они могут кому-то нравиться или не нравиться, это совершенно нормально, но это не внутренние разборки, а политическая работа. Я очень надеюсь на это.

- Если уходит Борис Титов, то получается, что рушится принцип руководства, в котором представлены три организации, образовавшие партию: СПС, "Гражданская сила" и Демпартия

- СПС, "Гражданская сила" и Демпартия существовали на момент создания "Правого дела". С тех пор прошло уже 13 месяцев. В общем-то, я не уверен, что мы должны сейчас так же думать о представительстве этих трех организаций. В то же время я считаю весьма вероятным появление в руководстве "Правого дела" третьего человека. Более того, я считаю, что ближе к выборам 2011 года структура управления партии будет несколько реформирована и в ней будет один лидер, один человек, который будет её представлять. Хочу подтвердить те обязательства, которые я взял на себя, когда партия создавалась: я не буду претендовать на эту позицию. Насколько я знаю, на это не собирается претендовать и Георгий Бовт. Хотя мы останемся, конечно, активными участниками процесса.

- Борис Титов присутствовал на съезде партии "Яблоко" и выступал там в качестве главы "Деловой России". Может, условием "Деловой России" было, чтобы Борис Титов ушел из "Правого дела" и вступил в какие-то отношения с партией "Яблоко"? Возможен такой вариант?

- Это вопрос не ко мне. Откуда же я знаю, какие у них там были договоренности? Борис Юрьевич очень долго убеждал нас, что в организации должен быть только один лидер, а сейчас решил вернуться в "Деловую Россию", где теперь лидеров будет два. Это опять же его выбор.

- Но, говорят, именно Борис Титов был спонсором "Правого дела". Поскольку партия собирается участвовать в очередных выборах, деньги потребуются…

- Могу со всей ответственностью сказать: за всё время существования "Правого дела" Борис Юрьевич не перевел в партию ни одного рубля – ни своего, ни чьего-либо еще. Ни одной копейки от Бориса Юрьевича или с его помощью партия "Правое дело" не получила. Так что это неправда, что он был спонсором – не знаю, откуда взялась эта версия, - заключил Леонид Гозман.

* * *
По словам председателя исполкома партии "Правое дело" Андрея Дунаева, заявление Титова, к вечеру поступившее в офис партии, должно быть рассмотрено Федеральным политсоветом. Кроме того, политсовет в связи с этим может созвать внеочередной съезд партии. Если таковой состоится, то уже на нем, по словам Дунаева, будут думать, что делать - либо перевыбирать сопредседателей, либо выбрать еще одного сопредседателя вместо покинувшего партию Бориса Титова, либо изменить устав партии в части количества сопредседателей.