"Стратегия 2020" - приквел "Модернизации"

Дмитрий Медведев призывает к модернизации

Вслед за президентом России Дмитрием Медведевым, который проводил уходящий 2009-й год телевизионной пресс-конференцией, перед журналистами по итогам года отчитались те, кого обычно называют "мозговым трестом" власти. В Москве прошла так называемая "сводная секция" Форума "Стратегия 2020".

Со своими оценками и прогнозами выступили политические эксперты и представители научного сообщества, близкие к Кремлю. На фоне дискуссий о плане модернизации президента Дмитрия Медведева "Стратегия 2020" оказалась отодвинутой на периферию общественного внимания. О том, при каких обстоятельствах этот документ появился на свет, напомнил президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов:

- Когда Владимир Путин передал пост президента, и были разные сомнения в том все ли будет гладко с планом "Преемник", появилось своеобразное политическое завещание Владимира Путина. Документ интересный, хотя не лишенный эклектики и некоторых внутренних противоречий. Например, в документе планируется к 2020 году в 4 раза увеличить производительность труда. Каким образом это сделать – непонятно было и тогда, и сейчас. После того, как объявлена модернизация, конечно слова "Стратегия-2020" постепенно забываются, и документ уходит, скорее, в прошлое, он не выглядит сегодня руководством к действию российской власти.

А вот советник руководителя администрации президента Глеб Павловский не видит здесь никакой проблемы:
"Стратегия-2020" – это просто довольно ранее название модернизации, которое раскручено в молодежных и в околопартийных кругах

- Это основания одного и того же. "Стратегия-2020" – это просто довольно ранее название модернизации, которое раскручено в молодежных и в околопартийных кругах. Я думаю, что слово "модернизация" просто более емкое. Всегда автор термина отстаивает его преимущества, но я думаю, что здесь нет проблемы. "Стратегия-2020", если посмотреть внимательно, - это всего лишь комплексная модернизация.

С Глебом Павловским солидарен политолог Сергей Кургинян:

- Все разговоры о модернизации фактически начал Путин, потом продолжил Медведев. "Стратегия-2020" является коллективным детищем, как я понимаю, и никакого противоречия нет. Какое-то время казалось, что оно, может быть, будет, потому что одни хотели обсуждать развитие, а другие – демократию, но сейчас все обсуждают развитие.

Главный редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков, напротив, сомневается в возможности интегрировать медведевскую концепцию модернизации и "Стратегию 2020" в некое единое целое:

- Я пока не вижу никакой интеграции этих планов. Все чаще и чаще мне попадается документ со словами "Стратегия-2030". Это очень зыбкая и подвижная вещь, модернизация – тем более. Модернизационные изменения в обществе происходят усилиями предпринимателей. Экономический и социальный прогресс в мире происходит в результате диффузии двух типов нововведений. Нововведения организационно-управленческого рода – они все идут из компаний, по типу японского менеджмента, и технологические изменения – они, как правило, пестуются в корпорациях, либо в малых формах бизнеса. Поскольку я не слышу ничего конкретного по развитию этих форм – инкубаторов модернизации, соответственно, я пока предметно не вижу и тем модернизации. Все это выглядит как лозунг - примерно такого же смыслового значения, а может быть, даже и призыва, каким был лозунг "Перестройка".
Все это выглядит как лозунг - примерно такого же смыслового значения, а может быть, даже и призыва, каким был лозунг "Перестройка"

Последнее в этом году заседание форума "Стратегия-2020" было организовано центральным исполнительным комитетом партии "Единая Россия". "Единороссы" явно пытались придать этому событию масштаб и значительность. Что может означать эта демонстрация интеллектуальной активности партии власти? Политолог Михаил Виноградов предполагает:

- Безусловно, у "Единой России" существует надежда, что она будет играть ключевую идеологическую роль, по крайней мере, в публичном оформлении курса. Сказывается, наверное, инерция, потому что "Стратегию-2020" формально никто не отменил, и бюджет на проведение подобных мероприятий тоже никто не отменял. Отчасти это немножко новое значение, потому что "2020" – это формально межпартийная площадка, где "Единая Россия" имеет возможность собрать экспертов, в том числе, критически настроенных к ней, чтобы поспрашивать или, по крайней мере, обозначить разные точки зрения. Плюс "Единая Россия" по-прежнему находится в поиске своеобразной ниши, потому что выдвижение на ее последнем съезде тезиса о консерватизме не вполне до конца ложится в тему модернизации, и есть необходимость скрестить консерватизм и модернизацию. Почему бы это ни сделать под лозунгами, под лейблом "Стратегии-2020"?

Открывая итоговое заседание Форума "Стратегия 2020", директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев, заявил: "Год был тяжелым, но уже есть признаки выздоровления. Острая фаза кризиса закончилась". Видимо, жизнь уже стала гораздо лучше, хотя к модернизации по Дмитрию Медведеву по-настоящему еще не приступали.