Ирина Лагунина: Вновь открываю российский антифашистский портал antifa.ru. На нем развязалась дискуссия: «Почему я антифашист?». Читаю: «Многие мои друзья и знакомые, узнав, что я – антифашист, удивленно спрашивают, а зачем мне это? Неужели нет других, более важных проблем, решению которых я мог бы себя посвятить? Есть, отвечаю я, и ряду этих проблем я себя ТОЖЕ посвятил. Антифашизм – не единственное мое убеждение, но часть моей системы ценностей. Следующий вопрос, как правило: «А не кажется ли тебе, что фашизма, как такового, в нашей стране нет? Что это искусственно раздутая тема? Что если бы не телевизор, ты бы и не знал про фашистов?» Нет, не кажется, отвечаю я. И о фашистах я узнал не по телевизору (я, честно говоря, последнее время вообще не смотрю телевизор)». Действительно, это явление в России есть, и это особенно бросается в глаза немцам, приехавшим в страну. Но почему? Наш корреспондент в Берлине Юрий Векслер продолжает рассказ.
Юрий Векслер: У нацистского марша, как у музыки, так и у военного похода - долгое эхо. Переживший Холокост берлинец Хельмут Штерн уж никак не ожидал встретить нацистскую символику на улице Петербурга, куда он недавно ездил в качестве туриста.
Хельмут Штерн: Все, что я видел перед Гостиным двором в Питере – это мне страшно было. Книга большая "Гитлер" стоит, разрешают ее, покупают. Газеты одна за другой – карикатуры на евреев, "бей жидов, спасай Россию" – это все еще идет. Это в России. И я даже думаю, больше идет. И никто не убирает этих, которые стоят перед Гостиным двором. Это ужас, как они возвышают Гитлера в Ленинграде, который так пострадал от этих нацистов. Дело в том, что нацизм – это была идеология уничтожения народов. Мы видим последние протоколы, там точно 11 миллионов.
Юрий Векслер: Что, по-вашему, неонацизм в Германии – это провинциальное явление?
Хельмут Штерн: Очень. И главное, они вне закона. То есть их по сравнению с Россией сейчас же арестовали бы, сняли бы все газеты, книги и арестовали бы их. Здесь этого нельзя.
Юрий Векслер: Их, наверное, 20 тысяч на всю Германию, не больше.
Хельмут Штерн: Нет, не больше. И многие из них молодые ребята, которые радуются, немножко пошуметь. Хуже – это интернет, особенно среди ислама. Исламом до сих пор распространяется по интернету "Майн Кампф", "Мудрецы", все эти фальсификации. Все это распространяется особенно в Иране и не только там. Это опасно, потому что они преподают молодежи, даже очень молодым с самого начала, с 6-7 лет и говорят: они против нашего бога, против Аллаха, против них нужно воевать, мы обязаны против этого воевать. И это прививается молодым людям.
Юрий Векслер: На самом деле у неонацистов немецких есть, тем не менее, антиисламская направленность. Потому что истоки, евреев они не видят, а против турков направленность есть.
Хельмут Штерн: Они между собой все враги.
Юрий Векслер: Какую роль играет еврейская община в Германии на сегодняшний день в обществе немецком и, в частности, в противостоянии любым проявлениям рецидивов? И является ли еврейская община фактором, работающим на то, чтобы эти неонаци так и остались провинциальными небольшими группками? Какова роль евреев сегодня в немецкой общественной жизни?
Хельмут Штерн: Никакая. Я считаю, я могу ошибаться, потому что я с еврейской общиной имею очень мало общего, должен признаться в этом. Дело в том, что если что-нибудь делают, они только протестуют и все. Подход нужен совсем другой, особенно с молодежью, которая еще не искушена этим, которые ходят в школу, им шепчут в ухо: почему у отца нет работы, почему нет денег. Потому что евреи имеют все деньги. Но главным образом они даже не против евреев, они против ислама. Это потому что черные приезжают сюда и тому подобное. Так что евреи не играют никакую роль против этих неонацистов.
Юрий Векслер: В Германии нацистская символика, как объяснил Хельмут Штерн, запрещена, поэтому неонацисты прибегают к хитростям и на своих демонстрациях несут иногда отдаленно напоминающие нацистские знамена - государственные флаги Норвегии или реже Дании.
Прошлое то и дело вторгается в Германии в современность. Три истории из современной политической и судебной практики тому свидетельством.
В 2008 году "Союз изгнанных" - организация, которая представляет интересы немцев, принудительно выселенных с территорий, потерянных Германией после Второй мировой войны, поддержал правительственную инициативу по созданию в Берлине "Центра изгнанных", задача которого - в полной мере раскрыть всю правду о национал-социализме и его преступлениях. Для управления центром создается специальный фонд "Бегство, изгнание, примирение", в правление которого войдут представители парламента и правительства, а также три представителя "Союза изгнанных". Этот проект был подвергнут критике политиками Польши и Чехии. Но Ангела Меркель надеется на то, что добьется понимания соседей. Но вот уже несколько месяцев в Германии идет спор о том, стоит ли включать в правление нового создающего фонда председателя «Союза изгнанных» Эрику Штайнбах. Эта дискуссия вспыхнула с новой силой после того, как ставший недавно министром иностранных дел глава партии либералов Гидо Вестевелле заявил о своем категорическом неприятии варианта участия Эрики Штайнбах в правлении фонда, так как это, по его словам, нанесет ущерб процессу примирения с Польшей. Многие годы «Союз изгнанных» был организацией с реваншистским душком, в которой состояли немало бывших нацистов. Все они покинули союз благодаря усилиям именно Эрики Штайнбах. Так в чем же дело? Дело в том, что Штайнбах в 1991 году, как депутат бундестага, голосовала против признания нынешней границы с Польшей. В самой Польше об этом прекрасно знают, и восприняли бы появление Штайнбах в новом фонде как оскорбление исторической памяти польского народа.
На вопрос, почему Штайнбах нельзя быть в совете управления фондом «Бегство, изгнание, примирение» Корнелия Пипер, заместительница Вестервелле, как в партии либералов, так и в министерстве иностранных дел ответила:
Корнелия Пипер: Так вопрос не стоит. Я полагаю, что госпожа Штайнбах - заслуживший уважение в политике человек. Но хочу подчеркнуть, что мы ведем очень непростую, задевающую чувства людей дискуссию, в частности, на тему немецко-польских отношений, и Эрика Штайнбах, которая голосовала в прошлом, в частности, против признания границы по Одеру-Нейсе, не показала тем самым, что выступает за преодоление барьеров, которые существуют в немецко-польских отношениях.
Юрий Векслер: Скажу, что образ Штайнбах в польской прессе настолько негативно заряжен, что ее уже изображали в фотомонтаже в эсэсовской форме, последний раз, - сидящей верхом на Герхарде Шредере. От внешнеполитической проблемы к сугубо внутренней. В последнее время предметом обсуждения в немецком обществе стали высказывания бывшего министра финансов в правительстве Берлина, а ныне члена руководства крупного банка Тило Саррацина. Саррацин подверг анализу и критике состояние групп мигрантов в Германии и, прежде всего, в Берлине и дал уничижительную оценку арабам и туркам - двум группам, которые, по его мнению, не желают интегрироваться и живут за немногими исключениями за счет пособий. И хотя в Германии есть немало людей, которые думают также, как Саррацин, волна критики неполиткорректности Саррацина была мощной, и в результате он чуть было не лишился работы и членства в партии социал-демократов. Между тем состояние этих многочисленных и все увеличивающихся за счет высокой рождаемости групп таит опасность создания базы для того, что писатель Фридрих Горенштейн по аналогии с национал-социализмом называл национал-исламизмом. Об этой угрожающей западному миру опасности предупреждает и знаток Востока и крупный израильский ученый Хаим Харари. Он говорит о циничной двуличности многих политиков арабского мира:
Хаим Харари: «Вам вовсе не надо объявлять на весь мир, что Холокоста никогда не было и что храм в Иерусалиме никогда не существовал. Лидерам исламского мира достаточно, говоря по-арабски, внушить миллионам мусульман, что это так, а не иначе, а для западных средств информации можно подготовить совсем другие заявления по-английски, которые те с готовностью примут за правду. Такое лицемерие случается почти ежедневно -- те же самые люди, которые финансируют вооружают и организуют теракты самоубийц, осуждают эти акты по-английски перед западными телекамерами. Подстрекательство по арабскому телевидению, сопровождаемое ужасающими картинами изувеченных тел, становится мощным оружием тех, кто намеренно лжет и искажает правду, чтобы разрушить мир, в котором мы живем. Дети в арабском мире с малых лет воспитываются на ненависти и на восхвалении так называемых «мучеников», а Западный мир не замечает этого потому, что его собственные телеприемники настроены на мыльные оперы и игровые шоу. Я рекомендую вам, даже если вы не владеете арабским языком, хоть раз посмотреть передачу Аль-Джазиры. Вы не поверите своим глазам».
Юрий Векслер: Национал-исламизм на марше, но и эхо марша национал-социалистов еще можно расслышать.
На продолжающемся в Мюнхене процессе над 89-летним Иваном Демьянюком, обвиняемым в соучастии в убийстве 27900 евреев в нацистском лагере смерти Собибор, адвокат Демьянюка Ulrich Busch Ульрих Буш возмутил многих своим вопросом к свидетелям обвинения: «Была ли еврейская лагерная полиция хуже, чем нацисты?». Адвокат пояснил, что читал в интернете, не указав при этом источник, что еврейские полицейские в пересыльном концлагере Вестерборк в Голландии обращались с предназначенными для отправки в Собибор евреями хуже, чем эсэсовцы. Он, в частности, сказал:
Ульрих Буш: С точки зрения историков, достаточно бесспорно, что эта еврейская полиция использовала в обращении с соплеменниками весьма жестокие методы.
Юрий Векслер: Ульрих Буш пытается доказать на процессе, что Демьянюк, также, как и евреи, был жертвой нацистов. Представляющий в суде интересы свидетелей адвокат Корнелиус Нестлер счел действия своего коллеги оскорблением свидетелей и памяти их убитых нацистами родственников:
Корнелиус Нестлер: «Попытка представить жертвы в качестве преступников – это за гранью. Сам вопрос «Была ли еврейская лагерная полиция хуже, чем нацисты?» ставит все с ног на голову».
Юрий Векслер: Адвокат Демьянюка не ограничился, однако, одним сравнением. Он сравнил также смерть 3,3 миллионов советских военнопленных с массовым убийством евреев. Цитата: «К сожалению на этот Холокост немецкой послевоенной судебной системой наброшен занавес молчания и забвения».
Это не первый случай, когда какое-то явление сравнивают с Холокостом. В Германии, где такие сравнения не проходят, то и дело возникают вызывающе скандалы оговорки политиков. Например, кто-то из политиков недавно сравнил нападки на менеджеров банков вследствие кризиса - с преследованиями евреев. Отпор последовал незамедлительно. На подобные сравнения очень резко реагируют руководители немецкого еврейства. Их почти автоматически (панически) поддерживает правительство.
Но находятся у таких правдорубов и защитники. Например, сетевая версия журнала «ЕФ» автора и издателя Андре Лихтшлага использовала выступление в поддержку Саррацина для защиты совсем далеких от Саррацина по позициям двух других немцев, пострадавших в кавычках на этом поле. Одна из них - бывшая телеведуща Ева Херман, находившая публично позитивные стороны и ценности у нацистского режима, в частности, в политике в отношении семьи и строительстве автобанов. Вторая якобы жертва - депутат бундестага Мартин Хоман, который публично обвинил евреев в преступном создании террористического коммунистического режима в СССР. «Жертва»-депутат излагал свой взгляд на евреев-коммунистов под соусом, что они де ничем не лучше нацистов - и те мол и другие были безбожниками и разрушителями. Сделал он это полемически, для того, чтобы доказать, что считать и называть немецкий народ народом-преступником неправомерно. Впрочем, в действительности этого, за исключением отдельных авторов, никто и не делает. Хоман был за свои теории исключен в 2003 году из своей партии ХДС, правда депутатом бундестага тогда остался.
Тема неонацизма или точнее рецидивов нацистского мышления не оставляет Германию. Наверное, это правильно. Ведь только постоянное внимание и наблюдение за поведением и распространением вируса нацизма, а также регулярные прививки против него могут гарантировать то, что новой эпидемии не будет.
Юрий Векслер: У нацистского марша, как у музыки, так и у военного похода - долгое эхо. Переживший Холокост берлинец Хельмут Штерн уж никак не ожидал встретить нацистскую символику на улице Петербурга, куда он недавно ездил в качестве туриста.
Хельмут Штерн: Все, что я видел перед Гостиным двором в Питере – это мне страшно было. Книга большая "Гитлер" стоит, разрешают ее, покупают. Газеты одна за другой – карикатуры на евреев, "бей жидов, спасай Россию" – это все еще идет. Это в России. И я даже думаю, больше идет. И никто не убирает этих, которые стоят перед Гостиным двором. Это ужас, как они возвышают Гитлера в Ленинграде, который так пострадал от этих нацистов. Дело в том, что нацизм – это была идеология уничтожения народов. Мы видим последние протоколы, там точно 11 миллионов.
Юрий Векслер: Что, по-вашему, неонацизм в Германии – это провинциальное явление?
Хельмут Штерн: Очень. И главное, они вне закона. То есть их по сравнению с Россией сейчас же арестовали бы, сняли бы все газеты, книги и арестовали бы их. Здесь этого нельзя.
Юрий Векслер: Их, наверное, 20 тысяч на всю Германию, не больше.
Хельмут Штерн: Нет, не больше. И многие из них молодые ребята, которые радуются, немножко пошуметь. Хуже – это интернет, особенно среди ислама. Исламом до сих пор распространяется по интернету "Майн Кампф", "Мудрецы", все эти фальсификации. Все это распространяется особенно в Иране и не только там. Это опасно, потому что они преподают молодежи, даже очень молодым с самого начала, с 6-7 лет и говорят: они против нашего бога, против Аллаха, против них нужно воевать, мы обязаны против этого воевать. И это прививается молодым людям.
Юрий Векслер: На самом деле у неонацистов немецких есть, тем не менее, антиисламская направленность. Потому что истоки, евреев они не видят, а против турков направленность есть.
Хельмут Штерн: Они между собой все враги.
Юрий Векслер: Какую роль играет еврейская община в Германии на сегодняшний день в обществе немецком и, в частности, в противостоянии любым проявлениям рецидивов? И является ли еврейская община фактором, работающим на то, чтобы эти неонаци так и остались провинциальными небольшими группками? Какова роль евреев сегодня в немецкой общественной жизни?
Хельмут Штерн: Никакая. Я считаю, я могу ошибаться, потому что я с еврейской общиной имею очень мало общего, должен признаться в этом. Дело в том, что если что-нибудь делают, они только протестуют и все. Подход нужен совсем другой, особенно с молодежью, которая еще не искушена этим, которые ходят в школу, им шепчут в ухо: почему у отца нет работы, почему нет денег. Потому что евреи имеют все деньги. Но главным образом они даже не против евреев, они против ислама. Это потому что черные приезжают сюда и тому подобное. Так что евреи не играют никакую роль против этих неонацистов.
Юрий Векслер: В Германии нацистская символика, как объяснил Хельмут Штерн, запрещена, поэтому неонацисты прибегают к хитростям и на своих демонстрациях несут иногда отдаленно напоминающие нацистские знамена - государственные флаги Норвегии или реже Дании.
Прошлое то и дело вторгается в Германии в современность. Три истории из современной политической и судебной практики тому свидетельством.
В 2008 году "Союз изгнанных" - организация, которая представляет интересы немцев, принудительно выселенных с территорий, потерянных Германией после Второй мировой войны, поддержал правительственную инициативу по созданию в Берлине "Центра изгнанных", задача которого - в полной мере раскрыть всю правду о национал-социализме и его преступлениях. Для управления центром создается специальный фонд "Бегство, изгнание, примирение", в правление которого войдут представители парламента и правительства, а также три представителя "Союза изгнанных". Этот проект был подвергнут критике политиками Польши и Чехии. Но Ангела Меркель надеется на то, что добьется понимания соседей. Но вот уже несколько месяцев в Германии идет спор о том, стоит ли включать в правление нового создающего фонда председателя «Союза изгнанных» Эрику Штайнбах. Эта дискуссия вспыхнула с новой силой после того, как ставший недавно министром иностранных дел глава партии либералов Гидо Вестевелле заявил о своем категорическом неприятии варианта участия Эрики Штайнбах в правлении фонда, так как это, по его словам, нанесет ущерб процессу примирения с Польшей. Многие годы «Союз изгнанных» был организацией с реваншистским душком, в которой состояли немало бывших нацистов. Все они покинули союз благодаря усилиям именно Эрики Штайнбах. Так в чем же дело? Дело в том, что Штайнбах в 1991 году, как депутат бундестага, голосовала против признания нынешней границы с Польшей. В самой Польше об этом прекрасно знают, и восприняли бы появление Штайнбах в новом фонде как оскорбление исторической памяти польского народа.
На вопрос, почему Штайнбах нельзя быть в совете управления фондом «Бегство, изгнание, примирение» Корнелия Пипер, заместительница Вестервелле, как в партии либералов, так и в министерстве иностранных дел ответила:
Корнелия Пипер: Так вопрос не стоит. Я полагаю, что госпожа Штайнбах - заслуживший уважение в политике человек. Но хочу подчеркнуть, что мы ведем очень непростую, задевающую чувства людей дискуссию, в частности, на тему немецко-польских отношений, и Эрика Штайнбах, которая голосовала в прошлом, в частности, против признания границы по Одеру-Нейсе, не показала тем самым, что выступает за преодоление барьеров, которые существуют в немецко-польских отношениях.
Юрий Векслер: Скажу, что образ Штайнбах в польской прессе настолько негативно заряжен, что ее уже изображали в фотомонтаже в эсэсовской форме, последний раз, - сидящей верхом на Герхарде Шредере. От внешнеполитической проблемы к сугубо внутренней. В последнее время предметом обсуждения в немецком обществе стали высказывания бывшего министра финансов в правительстве Берлина, а ныне члена руководства крупного банка Тило Саррацина. Саррацин подверг анализу и критике состояние групп мигрантов в Германии и, прежде всего, в Берлине и дал уничижительную оценку арабам и туркам - двум группам, которые, по его мнению, не желают интегрироваться и живут за немногими исключениями за счет пособий. И хотя в Германии есть немало людей, которые думают также, как Саррацин, волна критики неполиткорректности Саррацина была мощной, и в результате он чуть было не лишился работы и членства в партии социал-демократов. Между тем состояние этих многочисленных и все увеличивающихся за счет высокой рождаемости групп таит опасность создания базы для того, что писатель Фридрих Горенштейн по аналогии с национал-социализмом называл национал-исламизмом. Об этой угрожающей западному миру опасности предупреждает и знаток Востока и крупный израильский ученый Хаим Харари. Он говорит о циничной двуличности многих политиков арабского мира:
Хаим Харари: «Вам вовсе не надо объявлять на весь мир, что Холокоста никогда не было и что храм в Иерусалиме никогда не существовал. Лидерам исламского мира достаточно, говоря по-арабски, внушить миллионам мусульман, что это так, а не иначе, а для западных средств информации можно подготовить совсем другие заявления по-английски, которые те с готовностью примут за правду. Такое лицемерие случается почти ежедневно -- те же самые люди, которые финансируют вооружают и организуют теракты самоубийц, осуждают эти акты по-английски перед западными телекамерами. Подстрекательство по арабскому телевидению, сопровождаемое ужасающими картинами изувеченных тел, становится мощным оружием тех, кто намеренно лжет и искажает правду, чтобы разрушить мир, в котором мы живем. Дети в арабском мире с малых лет воспитываются на ненависти и на восхвалении так называемых «мучеников», а Западный мир не замечает этого потому, что его собственные телеприемники настроены на мыльные оперы и игровые шоу. Я рекомендую вам, даже если вы не владеете арабским языком, хоть раз посмотреть передачу Аль-Джазиры. Вы не поверите своим глазам».
Юрий Векслер: Национал-исламизм на марше, но и эхо марша национал-социалистов еще можно расслышать.
На продолжающемся в Мюнхене процессе над 89-летним Иваном Демьянюком, обвиняемым в соучастии в убийстве 27900 евреев в нацистском лагере смерти Собибор, адвокат Демьянюка Ulrich Busch Ульрих Буш возмутил многих своим вопросом к свидетелям обвинения: «Была ли еврейская лагерная полиция хуже, чем нацисты?». Адвокат пояснил, что читал в интернете, не указав при этом источник, что еврейские полицейские в пересыльном концлагере Вестерборк в Голландии обращались с предназначенными для отправки в Собибор евреями хуже, чем эсэсовцы. Он, в частности, сказал:
Ульрих Буш: С точки зрения историков, достаточно бесспорно, что эта еврейская полиция использовала в обращении с соплеменниками весьма жестокие методы.
Юрий Векслер: Ульрих Буш пытается доказать на процессе, что Демьянюк, также, как и евреи, был жертвой нацистов. Представляющий в суде интересы свидетелей адвокат Корнелиус Нестлер счел действия своего коллеги оскорблением свидетелей и памяти их убитых нацистами родственников:
Корнелиус Нестлер: «Попытка представить жертвы в качестве преступников – это за гранью. Сам вопрос «Была ли еврейская лагерная полиция хуже, чем нацисты?» ставит все с ног на голову».
Юрий Векслер: Адвокат Демьянюка не ограничился, однако, одним сравнением. Он сравнил также смерть 3,3 миллионов советских военнопленных с массовым убийством евреев. Цитата: «К сожалению на этот Холокост немецкой послевоенной судебной системой наброшен занавес молчания и забвения».
Это не первый случай, когда какое-то явление сравнивают с Холокостом. В Германии, где такие сравнения не проходят, то и дело возникают вызывающе скандалы оговорки политиков. Например, кто-то из политиков недавно сравнил нападки на менеджеров банков вследствие кризиса - с преследованиями евреев. Отпор последовал незамедлительно. На подобные сравнения очень резко реагируют руководители немецкого еврейства. Их почти автоматически (панически) поддерживает правительство.
Но находятся у таких правдорубов и защитники. Например, сетевая версия журнала «ЕФ» автора и издателя Андре Лихтшлага использовала выступление в поддержку Саррацина для защиты совсем далеких от Саррацина по позициям двух других немцев, пострадавших в кавычках на этом поле. Одна из них - бывшая телеведуща Ева Херман, находившая публично позитивные стороны и ценности у нацистского режима, в частности, в политике в отношении семьи и строительстве автобанов. Вторая якобы жертва - депутат бундестага Мартин Хоман, который публично обвинил евреев в преступном создании террористического коммунистического режима в СССР. «Жертва»-депутат излагал свой взгляд на евреев-коммунистов под соусом, что они де ничем не лучше нацистов - и те мол и другие были безбожниками и разрушителями. Сделал он это полемически, для того, чтобы доказать, что считать и называть немецкий народ народом-преступником неправомерно. Впрочем, в действительности этого, за исключением отдельных авторов, никто и не делает. Хоман был за свои теории исключен в 2003 году из своей партии ХДС, правда депутатом бундестага тогда остался.
Тема неонацизма или точнее рецидивов нацистского мышления не оставляет Германию. Наверное, это правильно. Ведь только постоянное внимание и наблюдение за поведением и распространением вируса нацизма, а также регулярные прививки против него могут гарантировать то, что новой эпидемии не будет.