Низвержение кумира

Однажды 30-й президент США Калвин Кулидж и его жена Грейс осматривали птицеферму. Первая леди поинтересовалась у сопровождающего: как хозяевам удается получать такое количество оплодотворенных яиц при столь малом числе петухов? "Мэм, - ответил гордый своими производственными показателями фермер, - каждый из наших петухов исполняет свой супружеский долг дюжину раз в сутки". "Возможно, вам стоит рассказать об этом президенту", - молвила первая леди. Президент выслушал сообщение и спросил: "Неужели петух исполняет свой долг всякий раз с одной и той же курицей?" "О нет, сэр, - ответил фермер. – К услугам петуха – весь курятник". "Расскажите об этом миссис Кулидж", - скрепил президент.

С тех пор в зоопсихологии появился термин "эффект Кулиджа".

Этот анекдот в Америке вспоминают, когда очередная мужская особь из числа знаменитостей бывает уличена в супружеской неверности. Дескать, закон природы, ничего не поделаешь. Но знаменитому гольфисту Тайгеру Вудсу специалисты по пиару советуют такой защитой не пользоваться. Не тот случай.

Звезда Тайгера Вудса закатилась так стремительно, что он, вероятно, и сам не понимает, каким образом это произошло. Его личная жизнь выпотрошена на потребу публике. Жена собирается подавать на развод. Спонсоры отзывают свои контракты с Вудсом. Рекламодатели снимают с эфира клипы с его лицом. Самый высокооплачиваемый спортсмен мира, победитель 14 турниров "Большого шлема", любимец всей Америки заявил об уходе из профессионального спорта на неопределенный срок. Теплые лучи славы сменились безжалостными софитами скандала.

Это похоже на цепную реакцию. 27 ноября Вудс попал в дорожно-транспортное происшествие на своем новеньком внедорожнике Cadillac Escalade: ни с того ни с сего, на ровном месте въехал сперва в живую изгородь, затем боднул пожарный гидрант и наконец врезался в дерево. Пьян он не был, но с полицией разговаривать отказался и был доставлен в больницу для врачевания мелких телесных повреждений – его лицо было покрыто ссадинами, синяками и царапинами. Шеф полиции сообщил репортерам, что жена Тайгера Элин Нордегрен, дабы извлечь мужа из машины, у которой заклинило двери, разбила клюшкой для гольфа заднее стекло.

Тут-то репортеры и вспомнили публикацию двухдневной давности в одном из "бакалейных" таблоидов – то есть тех, какие продаются в бакалейных лавках и повествуют о бурной личной жизни звезд шоу-бизнеса. В статейке рассказывалось о романе Вудса с посторонней дамой сомнительной репутации. Уж не попортила ли лицо мужу взбешенная публикацией шведская красавица? Характер у нее нордический. А наезд на пожарный кран и дерево был, стало быть, способом замаскировать последствия семейной ссоры.

Спустя два дня после происшествия Тайгер опубликовал на своем сайте заявление о том, что в происшествии виноват только он, что это сугубо частное дело и что все слухи и домыслы на эту тему "абсолютно ложные" и "безответственные". Однако разоблачения посыпались одно за другим. На сегодняшний день Тайгеру приписывают внебрачную связь с 11 женщинами. А владелица голливудского эскорт-сервиса утверждает, что устраивала Тайгеру целые оргии, на которые приглашались по 15 девушек одновременно. Трогательная деталь: на вопрос, какого типа женщины нравятся Тайгеру, мадам отвечает: похожие на его жену.

В скабрезных подробностях недостатка нет. Ими заполнены страницы бульварной прессы, источающие запах порока. Тайгер Вудс продержался недолго. 2 декабря он опубликовал признание в "прегрешениях": "Я – человек, и я не идеален".

А потом принял решение уйти из гольфа. Залечь на дно, покуда пыль не осядет. Поможет ли это ему – непонятно. Некоторые имиджмейкеры советуют ему, наоборот, принародно покаяться. Так делают все. И публика всех прощает.

Но в том-то и дело, что Тайгер – не все. Это голливудским звездам дозволено и даже рекомендуется попадать в такие истории. Для них альковные скандалы – часть образа. Нет сомнения, что многие сюжеты такого рода создаются специально, дабы подогреть интерес публики. Но Тайгер Вудс – не Мадонна, не Кортни Лав и не Айседора Дункан. Это икона, идеал и кумир, олицетворение американской мечты. Ему грешить не полагается. В его моральном облике не должно быть ни единого пятнышка.

Он сам создал этот образ. Публика не прощает, когда у нее отбирают иллюзии. Это ее последнее достояние. "Не идеален"? Мы так не договаривались. В гольф он вернется. Семью, возможно, сохранит. Но место, которое он занимал в сердцах пылких американцев, потерял навсегда.