Уходящий год принес российскому кинематографу немало потрясений: съезды Союза кинематографистов превратились в арену жестоких боев за председательское кресло, встал вопрос о кардинальной реформы модели господдержки. В эфире РС подводят итоги года сами участники цеха.
2009 год был годом Быка и, прямо скажем, история многочисленных съездов Союза кинематографистов (СК) бои этих самых быков напоминала. Совсем недавно, 23-го декабря Мосгорсуд подтвердил законность мартовского съезда, который избрал Председателем СК Никиту Михалкова. Однако к этому дню профессиональное сообщество волновал уже не Союз, а модель. Модель государственной поддержки национального кинематографа, авторство которой тоже приписывают Никите Михалкову. Речь идет о том, что государственные деньги будут распределяться не через Министерство культуры, а через федеральный фонд. Фонд будет распределять деньги не по проектам, как это было до сих пор, а по крупным продюсерским компаниям (мэйджорам), те же сами будут решать, на что дать деньги. Напоминает считалочку про Сороку-ворону: "А этому не дала: ты дров не рубил, ты каши не варил…" Совершенно неясным остается, кто будет управлять фондом, и как планируется определять, кто что варил и сколько чего нарубил. Гильдия продюсеров направила письма премьер-министру и президенту, изложив собственные предложения на сей счет. Свое обращение готовила и Гильдия режиссеров, но что-то там застопорилось.
Говорит Михаил Зильберман ― генеральный директор кинокомпании "ФИЛЬМ-ПРО", продюсер фильмов "Русский бунт", "Водитель для Веры", "Радости и печали маленького Лорда", "Папа", телесериала "Громовы":
― Если быть честным, я не очень хорошо понимаю, чего добиваются люди, которые пытаются внедрить эту новую модель. У меня самое большое удивление вызвало то, что все сегодняшние псевдоконфликтные ситуации разворачиваются вокруг денег, которые выделяет государство. Такое впечатление, что все остальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся на протяжении многих лет, уже решены. Чем сегодня необходимо заниматься, так это системой кинопоказа, увеличением количества залов, внедрением новых цифровых технологий и так далее. Это первое. Второе, абсолютно необходимое звено ― проведение фильмов к зрителям. Чтобы иметь равновероятный доступ к рекламе на телевидении, нужно простимулировать этими же деньгами, наверное, какие-то телеканалы. И третье ― это, безусловно, образование. Потеря профессионализма на всех уровнях. Если сегодня об этом не задуматься и не направить туда определенное внимание, деньги, интересы и силы, то ничего не будет, сколько бы денег государство в лице нового совета или нового фонда ни выделяло, ничего не будет происходить.
Глава производственной компании " Коктебель" Роман Борисевич, продюсировавший фильмы "Коктебель", "Свободное плавание", "Простые вещи", "Сумасшедшая помощь", "Сказка про темноту", "Волчок":
― Честно говоря, я ничего хорошего не жду. Та система, которая была ― хороша она, плохая, неважно ― за последние 10 лет подняла российский кинематограф с колен. Актеры заняты, режиссеры заняты, мне кажется, индустрия эволюционировала очень хорошо. Новый вариант в том виде, который был озвучен, существенно обрежет возможности для молодых как режиссеров, так и, прежде всего, продюсеров. Будет сложнее выживать. Наверное, на каком-то кредите доверия мы еще сможем сделать по одному проекту, но в целом из-за искусственно созданной недобросовестной конкуренции и монополизации рынка условия будут неравные, и понятно, что мы свои позиции начнем сдавать.
Генеральный директор кинокомпании "Новые люди", продюсер компании "Аргумент-кино" Наталья Мокрицкая (фильмы "Изображая жертву", "Четыре возраста любви", "Юрьев день"):
― Какое-то количество денег пойдет в определенный фонд, который будет распределять эти деньги по определенным компаниям. Министерство культуры, я надеюсь, сохранит свою функцию. Дадут им меньше денег, но они должны будут поддерживать дебютное кино, авторское, анимацию, документальное. Я считаю, что проблема сейчас ― это проблема прав. Я с удовольствием взяла бы и сделала свой проект, пришла бы к какому-нибудь очень известному продюсеру, и они бы выдали деньги на мой проект ― не свои, как прежде, а государственные. Но права же будут не мне принадлежать, права будут принадлежать им. Но мы, молодые, независимые продюсеры, уже развращены, мы привыкли сами принимать решения, мы не хотим, чтобы нами кто-то руководил. Тем более, мы хотим создавать свои коллекции, пусть маленькие. И если я отдаю свои силы и здоровье этой тяжелейшей работе, я буду стараться все-таки заниматься авторским кино, дебютами, и снимать пусть за маленькие, но за деньги, на которые могу рассчитывать сама.
― То есть деньги из фонда пойдут на блокбастеры?
― Да, конечно, на большие картины. Так называемые социально значимые.
― А зачем большим коммерческим картинам вообще нужна поддержка? Разве это так в Америке, или…
― Я не знаю, кто внушил руководству страны, что так надо поступать. Случился перевертыш, и теперь фильмы, которые востребованы зрителем, то есть коммерческие, надо поддерживать и возвращать затраты, чтобы дальше и дальше было больше коммерческого кино. Это неправильно, на мой взгляд.
Когда начнет функционировать Фонд, пока никто не знает. В новом году Быка сменит Тигр ― белый, но вряд ли пушистый. Что ж, остается пожелать кинематографистам нового счастья.