Инфляция в России в 2009 году оказалась ниже 9%. Если в 2010 году прирост денежной массы в стране составит около половины от докризисного уровня в 40%, рост потребительских цен может удержаться в пределах заявленных 7,5%, полагают в министерстве финансов.
В 2010 году прирост общей массы денег в экономике России должен быть вдвое меньшим, чем в предкризисные годы, заявил в конце декабря министр финансов РФ Алексей Кудрин. В этом случае министр гарантирует годовую инфляцию ниже, чем в 2009-м ― с начала года по 28 декабря потребительские цены выросли на 8,8 процента. В правительстве надеются, что это сделает кредиты в стране более доступными.
Общую денежную массу в стране характеризуют сразу несколькими показателями, так называемыми "денежными агрегатами". В частности, агрегат М2 учитывает всю массу наличных денег, чеки и почти все банковские вклады. По словам Алексея Кудрина, вплоть до середины минувшего года объем денег в экономике уменьшался из-за низкой стоимости нефти и ухода долларов с рынка, однако к концу года прирост М2 вышел на "цивилизованный уровень" в 12 процентов.
Предкризисный отток капиталов из России начался в августе прошлого года, когда стали падать цены на нефть. В сентябре, когда глобальный кризис достиг наиболее острой фазы и инвесторы начали лихорадочно сбрасывать большинство активов, он усилился еще больше.
Центральный банк России тогда продавал десятки миллиардов долларов из своих резервов, оттягивая таким образом рубли из экономики. За сентябрь и октябрь 2008 года общий объем денежной массы в России сократился более чем на 7 процентов. По международным меркам ― сокращение катастрофическое для такого короткого периода времени. В ноябре же началась девальвация рубля, и рублей в экономике стало еще меньше.
"К концу января, когда завершилась девальвация рубля, сокращение денежной массы составляло примерно 10 процентов к уровню предыдущего года, ― напоминает главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков. ― И неудивительно, ведь тогдашние усилия правительства насытить экономику ликвидностью к успеху не привели. Реальная экономика сама не очень понимала, что ей нужно. Спрос, перегретый в предыдущие годы дешевыми кредитами, явно сократился, а ближайшие перспективы были туманны, поэтому началась масштабная распродажа накопленных запасов. В этих условиях единственной "разумной' экономической деятельностью оказались спекуляции на валютном рынке, чем, собственно, занимались не только банки, но и некоторые производители. Но как только девальвация завершилась, с февраля денежная масса начала расти. И по итогам года, здесь можно согласиться с министром финансов, ее общий рост должен составить порядка 12 процентов".
По мнению главного экономиста инвестиционной компании "Уралсиб Кэпитал" Владимира Тихомирова, резкое сокращение объема денег в стране в конце 2008-начале 2009 года стало скорее следствием, а не причиной существенного (свыше 8 процентов) спада российского ВВП. Признавая, что сокращение денежной массы (7-9 процентов к уровням предыдущего года) было существенным, особенно на фоне 20-40-процентного роста предкризисных лет, эксперт полагает, что главной причиной сжатия экономики стало все-таки закрытие кредитных рынков, из-за которого многим компаниям пришлось сворачивать свои инвестиционные планы, а также прибегать к помощи государства для реструктурирования долгов. "Во секторах, которые особенно сильно зависели от кредитов ― строительство, машиностроение, сфера услуг, ― везде началось быстрое сокращение объемов производства", ― отмечает Владимир Тихомиров.
Инфляция в 2009 году, судя по всему, осталась в пределах 9 процентов, тогда как в 2008 она превысила 13 процентов.
"В России в последние годы мы отмечали совершенно немыслимую динамику бюджетных расходов, ― напоминает Евгений Гавриленков. ― Ежегодно они увеличивались на 30 процентов, а в 2007 году ― даже на 40 процентов. В 2009 году увеличение бюджетных расходов составляет те же 30 процентов. Но это никак нельзя относить к антикризисным мерам ― это то, к чему российская экономика "привыкла" в последние годы, это то, что ее "перегревало". Но в 2009 году проявились и другие факторы ― сокращение внешних заимствований, торможение роста денежной массы. И, скорее, именно они привели к замедлению инфляции".
Проблема "качества" заемщиков, по мнению главного экономиста "Тройки-Диалог", во многом проистекает из высокой инфляции, от которой напрямую зависит уровень процентных ставок по кредитам. "Сейчас они примерно на уровне 14 процентов годовых, ― говорит Евгений Гавриленков, ― а в начале года было и 20, и даже 30 процентов!.. Очень сложно найти заемщика, особенно в нынешних условиях, который способен работать с такой же прибылью. Поэтому здесь речь идет в первую очередь о недопустимо высокой инфляции, которая и делает кредитование проблематичным".
По словам министра финансов, в случае, если прирост денежной массы в российской экономике в 2010 году составит 20-25 процентов, "инфляция "железно" уложится в 7,5 процента". Разгоняться же она начнет, если рост денежной массы достигнет "докризисных" 30-40 процентов.