Первое в новом 2010 году «Время Джаза».

ДС:- Надеюсь, что вы благополучно переправились на новый берег и что с 2009 навсегда покончено. Конечно, никто не может гарантировать нам того, что этот, с десяткой, попадет в десятку - исключительно в положительном смысле. Но надежда питает не только юношей – не так ли?

Ваш «Панасоник» с подсевшими батарейками всё еще принимает волну «Свободы». Гораздо надежнее было бы перебраться на наш сайт – svobodanews.ru. У микрофона в Париже ваш ДС. В эфире первый в 2010 году выпуск «Времени Джаза»…

Спасибо всем, кто вернулся на наши частоты! Вас необычайно много, вы разбросаны по многим странам и даже континентам, вы сохранили в памяти 18 лет «49 минут джаза» и, что невероятно, вы воспитали детей на этих архивных передачах. Я рад возвращению в клуб наших слушателей - Аndry-driver’а, как он себя называет; киевского таксиста, который спровоцировал отдельный выпуск «49», посвященный такси.

Вот, чаще всех остальных мелькавший в ваших заявках, французский пианист Мишель Петручиани. Петруч, как его звали во Франции:

Petrucciani - Besame Mucho

ДС: - «Besame Mucho», Консуэлы Веласкез. Мишель Петручиани (Michel Petrucciani) – рояль, его сольный франкфуртский концерт 1972 года.

Еще один французский вариант латиноамериканской страсти:



Barney Wilen - Besame Mucho

ДС- «Besame Mucho», французский тенор-саксофонист Барни Уилен (Barney Wilen) с Аланом Жаном-Мари – рояль; Филлипом Пети – гитара; Рикардо дел Фра – контрабас и Сангома ЭверЕтом – ударные. Декабрь 86 года.

Отец Барни был американцем; мать – француженкой. Он рос в Ницце, где друг его матери, друг Апполинера, поэт Блез Сандрар, горячо приветствовал его увлечение джазом. Но до 57 года, до участия вместе с Майлзом Дейвисом в создании музыки для фильма Луи Малля «Ascenseur pour l'Échafaud», «Лифт на эшафот», он был практически неизвестен.

В те годы лучшие джазмены Америки играли в Париже и на Лазурном берегу, и работали с французскими кинорежиссерами. Барни Уилену довелось играть с Теллониусом Монком и Кенни Кларком; он написал музыку для фильма Роже Вадима «Опасные Связи».

Барни умер молодым по нашим временам – в 59 лет от рака. Он был, несомненно, самым выдающимся французским тенор-и-сопрано саксофонистом эпохи.

Cто лет исполняется в этом году песне-стандарту Шелтона Брукса «Some of These Days». Но вы её услышите чуть позже. Пока же напомню, что вы слушаете «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС…

А сейчас – еще один вариант «Целуй меня крепче», Besame Mucho, Консуэлы Веласкез, песни, которую она сочинила на краю девичества, перед свадьбой:

Connie Evingson - Besame Mucho

ДС: - Besame Mucho… На этот раз в исполнении Конни Эвингсон (Connie Evingson), запись 2006 года. Конни записала этот альбом в Швеции с Hot Club of Sweden (два гитариста и контрабасист). Явный намек на Hot Club de France.

И еще одно «Besame» на этот раз в исполнении географически и исторически близкого Консуэле Веласкес музыканта, кубинского пианиста Чучо ВальдЕса (Chucho Valdes):

Chucho Valdes - Besame mucho

ДС: - Besame Mucho… Но по первым аккордам никогда не догадаешься!

16 января 98 года, Нью-Йорк. Сольный концерт кубинского пианиста Чучо Вальдеса.

Чучо Вальдес, композитор, бандлидер, аранжировщик и пианист, 41 года рождения.

Его полное имя Хезус Дионисио Вальдес. Родом он из Кивикана. В 72 году он собрал оркестр «Иракере» - лучший из всех известных латиноамериканских джазовых оркестров. На Кубе у ВальдЕса был лишь один соперник, пианист Гонсало Рубалькаба (Gonzalo Rubalcaba).

Отец Чучо, Бебо Вальдес (Bebo Valdés), так же пианист и основатель знаменитого гаванского ночного клуба «Тропикана».

Это обычно то, что мы видим в фильмах про мафию или слышим от гостей Кастро. Лично мне довелось слушать знойные рассказы о «Тропикане» от редкого выездного поэта шестидесятых и семидесятых - Евгений Александровича Евтушенко.

Чучо был награжден пятью премиями «Гремми». Два года назад фирма «Сони» выпустила альбом-дуэт, на котором Чучо играет с отцом Бебо… Семейная музыкальная история Вальдесов на этом не заканчивается. Сын Чучо, Чучито, одаренный джазовый пианист.

Новоорлеанский фестиваль джаза в этом году состоится 23, 25 апреля и 2 мая, то есть будет проходить по уикендам. Среди участников больше

рок-групп и оркестров рока-и-блюза, чем джаза или фьюжн. Из джазовых вокалисток пока что объявлена лишь Арета Франклин (Aretha Franklin), а среди блюзовых певцов Би-Би Кинг (B.B. King).

Тридцать первый монреальский джазовый фестиваль начнется 25 июня и продлится до 6 июля. Среди организаторов: американский авангардный саксофонист и композитор Джон Зорн (John Zorn), певица и скрипачка Лори Эндерсон, и ее муж, гитарист и рок-певец Лу Рид (Lou Reed). Откроют фестиваль – американский саксофонист Дэйвид Сэнборн (David Sanborn) и его соотечественник органист, трубач и певец Джои ДеФранческо (Joey DeFrancesco). Гитарист Джордж Бенсон (George Benson) посвятит свое выступление Нэт-Кинг-Коулу. Еще один гитарист – Джон Скофилд (John Scofield) представит свой последний СД «Piety Street» (Пай’эти) «Благочестивая Улица».

Панамский джазовый фестиваль (климат, господа…) начинается на следующей неделе. В этом году популярнейший, собирающий более ста тысяч фанов, фестиваль, посвящен панамскому пианисту Сонни Уайту (Sonny White), который был аккомпаниатором Билли Холидей и участвовал в создании (иначе это не назовешь) знаменитой антирасистской песни Билли «Strange Fruit», «Странный Фрукт», песни о суде Линча. Сонни Уайт, чья карьера стартовала в США в 30-х годах, так же играл с Сиднеем Бише, Арти Шо, Бенни Картером и Декстером Гордоном.

На панамском фестивале выступают: саксофонист Джо Ловано (Joe Lovano), старший из Марсалисов, пианист Эллис Марсалис (Ellis Marsalis), певица Ди-Ди Бриджуотэр (Dee Dee Bridgewater), победитель премии «Грэмми» контрабасист Джон Патуччи (John Patitucci) и панамо-американский саксофонист Карлос Гарнет (Carlos Garnett).

Напомню, вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы или с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона – ваш ДС.

Ну, а теперь столетняя песня и стандарт Шелтона Брукса «Some of These Days»:

Cab Calloway - Some of These Days

ДС: - «Some of These Days», «Однажды ты почувствуешь себя ужасно одинокой… Однажды ты почувствуешь мое отсутствие и тебе так будет не хватать моих поцелуев… О, ты пожалеешь о папочке, когда он покинет тебя…»

Как всегда, иллюзия реванша, чистейший мачизм, на самом-то деле почти плачь в ритме чарльстона…

Кэб Кэллоуей (Cab Calloway) и его оркестр. Вокал самогО любителя белых фраков и котелков, танцора и актера – Кэбэла Кэллоуея-Третьего. 18 декабря 33 года, Нью-Йорк. Кэб обладал бешеной энергией и пел вплоть до 94 года, до 86 лет! В его оркестре начинали – Диззи Гиллеспи , Бен Уебстер, Чу Берри, Док Читхэм. Кэб был мэтром пения в стиле скэт, то есть без слов и был серьезным соперником и Сатчмо, и Эллы Фитцджеральд, и Сары Вон… Если слова все же существовали, то были песни-рассказы, чаще всего истории из гангстерского или по крайней мере подпольного мира, что соответствовало нетрезвой эпохе сухого закона:

Cab Calloway - Zaz Zuh Zaz

ДС: - Zaz Zuh Zaz, это уж точно сердце Гарлема и «Коттон Клаб»: оркестр Кэба Кэллоуея. 2 ноября 33 года.

Клуб принадлежал гангстеру и бутлегеру Оуни Мэддену, который управлял клубом из своей тюремной камеры в «Синг-Синг». В 33 году, когда после перерыва, его вновь засадили в «Синг-Синг», танцовщицы и стриптизерши «Коттон Клаба» выступали перед боссом – в самой тюрьме…

Коронным номером Кэба в «Коттон Клабе» была песня Minnie the Moocher, написанная Кэбом поверх музыки и текста Франки «Пол-Пинты» Джейксона (Frankie "Half-Pint" Jaxon) -- "Willie the Weeper.

Cab Calloway - Minnie the Moocher

ДС: - «Minnie the Moocher», жаргон наркодиллеров 30-х годов. «Смоуки», любитель cokey, то есть кокаина, привыкший kicking the gong around, то есть привыкший курить опиум, отправляется в подругой «Минни» – в тюрьму. Минни платит за Смоуки приличную сумму, т.е. освобождает его под залог. Но ветреный Смоуки бросает подругу Минни… Песня, как многие песни Кэба построена на криках и ответах, а его джаз-банд часто играет в классическом «джунглевом» стиле.

Жаль, что Минни (два «энн») не жила в эпоху мини-юбок…

Сквозь треск разорванного пространства, на коротких и средних или, что гораздо надежнее и чище, с сайта радиостанции svobodanews.ru, вы слушаете «Время Джаза». У микрофона в слегка оттаявшей Лютеции – ваш ДС.

Louis Prima & Keely Smith - That Old Black Magic

ДС: - «That Old Black Magic», «Эта древняя черная магия… любви». Песня Арлена и Мерсера. Луи Прима (Louis Prima) и Кили Смит (Keely Smith); «Кэпитол», 58 год.

Луи Прима входит в список джазменов, чье столетие отмечается в этом году. Среди прочих пианистка Мери Лу Уильямс, гитарист Джанго Рейнхардт, трубач и аранжировщик Сай Оливэр, контрабасист Милт Хинтон, трубач-самоучка Милт Ларкин, певец Мигелито ВальдЕс, ударник Джимми Крофорд, саксофонисты Харри Карни, Бадд Джонсон и Чу Берри. Это лишь самые известные и, в музыкальном смысле доступные, джазмены на свет появившиеся в 1910 году…

Но вот джазмен, с которого я начну «Время Джаза» на следующей неделе. Он единственный музыкант, игравший действительно современный джаз, умудрившийся родиться 1 января…

Как вы думаете, что делают акушерки – 1 января? Стоят (сидят, лежат?) на боевом посту?

Modern Jazz Quartet - The Little Comedy; La Cantatrice; Harlequin; Fontessa

ДС: - 23-х минутная импровизация на тему Джона Льюиса - «Комедия: Певица, Арлекин и Фонтесса». MJQ, «Современный Джазовый Квартет». Концерт в Любляне, 27 мая 1960 года.

Кто из четырех гигантов появился на свет 1-го января? Канни Кей – ударник? No, gentlmem, виброфонист Милт Джэксон.

Вот о нем – через неделю. Подкаст «Времени джаза вы найдете на сайте svobodanews.ru. За сим позвольте раскланяться: всех благ, удачной недели, чао, бай-бай.