А наутро положайник поджигает бадняка. Традиции празднования Рождества в Сербии

Ирина Лагунина: Зерно – символ воскресающей жизни, мед – символ сладости бытия и мак – символ семейного достатка. Эти три продукта и три символа составляют Сочельник, когда еще идет пост и когда до вечерней трапезы с белоснежной скатертью и 12-ю постными блюдами - по числу апостолов – остались часы. Сколько семей в России сейчас чтят именно эти церковные традиции? И для скольких этот праздник имеет больше религиозное, чем ритуальное значение? Рождество 7 января празднуется Русской , Иерусалимской, Грузинской и Сербской православными церквями. И в Сербии тоже этот праздник окружен своими традициями, ритуалами и духовностью. Рассказывает Айя Куге.

Айя Куге: Рождество в Сербии считается одним и трёх самых важных праздников, а для большинства, однозначно, – самым любимым семейным праздником. Он связан с многочисленными ритуалами и обрядами. Причем вечер перед Рождеством даже праздничнее и богаче обрядами, чем само Рождество. На ужин готовятся традиционные постные блюда, многие из них подаются лишь на этот день, то есть один раз в год.
По древней традиции, сохранившаяся в сербской деревне по сей день, ранним утром в сочельник, мужчина, глава семьи, рубит в лесу и приносит домой молодое дубовое дерево с сухими листьями. Это дерево называется Бадняк. В старые времена кто-то из семьи всю ночь перед Рождеством бдел у Бадняка, который считается воплощением божеской силы. Бадняка украшают, порой мажут мёдом, и сжигают утром на Рождество. Традиции приношения в дом Бадняка до сих пор придерживаются все православные сербы.
Я побывала в семье Ковачевич в Белграде. Шестидесятилетние хозяева – Ненад и Мирьяна - рассказывают, как они сохраняют старые рождественские обычаи.

Ненад Ковачевич: Пол в гостиной у нас чуть накрыт соломой, которая символизирует ясли, в которых родился Иисус Христос. Я вношу в дом бадняк и поздравляю всех с Сочельником. Мы в городе, конечно, не можем ходить за бадняком в лес, так что приходится на рынке покупать ветки дуба, веник, к которому привязана солома и веточка кизила, символизирующая здоровье. В начале празднования, вечером, дети окружают бабушку и получается почти как хоровод. Бабушка изображает курицу, которая квохчет "квоц, квоц", разбрасывая по соломе зёрна пшеницы, орехи и сладости. Дети как цыплята отвечают: " пию, пию" и собирают их. Потом украшается бадняк, ну а сжечь его нужно будет утром на Рождество. Хозяин дома зажигает свечу и читает «Отче наш». После этого он берёт четыре грецких ореха и бросает крестом в каждый угол комнаты, со словами «Во имя Отца, сына и Святого Духа, аминь». Все садятся за праздничный ужин, и нужно обязательно съесть понемногу от каждого блюда.

Айя Куге: А как вы в городской квартире сжигаете Бадняка? Согласно обряду, первым на Рождественское утро в дом приходит Положайник - кто-то из уважаемых всеми родственников или соседей, кто должен в камине или в печи поджечь дерево. Положайник единственный на Рождество получает либо деньги, либо подарки. Поменялась ли в вашей семье эта традиция?

Ненад Ковачевич: Подарки все уже получили на Новый год. Однако я своему внуку, который у меня является Положайником, подарок, конечно, подарю. Так как у нас нет ни печки, ни камина, где можно было бы сжечь бадняк, он его поджигает над ванной и по старому обычаю говорит: «сколько искр - столько денег, сколько искр - столько счастья и веселья...». За это внук получит деньги и три книги – он ученик первого класса.

Айя Куге: А в вашем доме есть и елка. Хотя ведь по традиции сербы должны украшать лишь дубовое дерево и держать его дома лишь один вечер.

Ненад Ковачевич: Мы, когда были детьми, никогда не украшали елку – это не наш обычай. А теперь молодые в моей семье елку украшают. Дочь, зять и внук, живущие с нами, покупают её ещё до Нового года, как только появляется на рынке. Наряжают её – они считают это красивым обычаем.

Айя Куге: Обратимся к хозяйке дома Мирьяне. Она выпекла несколько фигурных и интересно украшенных хлебных изделий - в форме руки, кисти хозяина дома, лепёшки, на которых изображены грозди винограда, винной бочки, животных - всего, что представляет собой богатство сербского крестьянского хозяйства. На столе много свежих фруктов, чернослив, изюм, мёд, орехи и миндаль.

Мирьяна Ковачевич: Я приготовила и с луком запечённую в духовке фасоль, разную рыбу и салаты - из капусты и картошки, пироги с орехами, тыквой, яблоками. А на Рождество будет целиком жаренный поросёнок с квашенной тушёной капустой, торт и разные мелкие пирожные и сладости.

Айя Куге: Сербы на Рождество обязательно пекут поросёнка – причем пекут его за два дня до праздника. Это по традиции день, когда нельзя наказывать детей. Один из центральных семейных обрядов у сербов на Рождество – ломать на счастье особую выпечку - Чесницу.

Мирьяна Ковачевич: Это круглая лепёшка, в которой запечена монетка. Чесницу ломают перед рождественским обедом. Один кусок - за дом, другой - за путешественника, остальные делят между всеми членами семьи. Кто нашёл монетку, тот будет богатый, счастливый и успешный весь год. Чесница символизирует здоровье и благополучие дома.

Айя Куге: А что для вас, Мирьяна, лично представляет Рождество?

Мирьяна Ковачевич: Рождество для меня лично самый радостный праздник. Я верю в Бога, это во мне от родителей, от дедов и прадедов. Для меня это сила, учащая нас справедливости, выводящая на настоящий путь, сила, к которой всегда можно обратиться за помощью, помолиться.

Айя Куге: Видно, что вы соблюдаете старые сербские рождественские традиции. А как ваши дети и внуки, является ли Рождество и для них главным праздником года?

Мирьяна Ковачевич: Да нет! Молодые больше любят Деда Мороза. Они атеистически настроены, чего об этом говорить...

Айя Куге: А вот мой сосед среднего возраста Милан Рождество не празднует.

Милан: Я не праздную Рождество - не хочу вписываться в ту картину, которая сложилась у нас в последние годы. Людей сейчас больше интересует внешние проявления Рождества – шоппинг, ёлочки, украшения, Дед мороз, богато накрытый стол. Можно лишь удивляться, как мало люди знают суть обычаев, связанных с религиозными праздниками – не понимают ни церемонию Рождества, ни то, что этому предшествовало - причину. Чтобы праздновать, нужно быть настоящим, истинным верующим, придерживаться всех церковных правил и только тогда говорить: «я праздную Рождество». К сожалению, этого нет, а раздутый интерес к религии и посещению церкви наших людей не достаточно облагородил.

Айя Куге: Социологические исследования показывает, что более семидесяти процентов сербов празднуют Рождество по традиции и лишь двадцать пять процентов по религиозным убеждениям. В последнее время в Сербии рождественские ритуалы из семейных и церковных превратились в массовые, даже уличные празднования. Так, церемонии сжигания Бадняка проводятся на площадях городов. Огромный обрядовый хлеб – чесницу - городские власти Белграда на Рождество выносят на улицу, и толпа людей ведет борьбу за то, кому достанется кусок с золотой монеткой. Белградский этнолог, профессор Сретен Петрович считает, однако, что много сербов празднуют и почитают Рождество, даже при том, что порой и не знают его настоящий религиозный смысл.

Сретен Петрович: Хотя 75% сербов празднуют этот день по традиции, но и в этой традиции есть элементы веры. Правда, в строгом смысле слова это не христианская вера. Однако мои исследования показали, что хотя у простых людей довольно мало религиозных знаний, народ в этом смысле неуч, но к празднованию Рождества люди подходят с огромной духовной энергией. В деревнях женщины помнят рецепты соответствующих этому празднику пирожных, умеют выпечь все обрядные хлебные изделия. Они заверяли меня, что Рождество для них - один из самых весёлых праздников. Нет ни одного серьёзного антрополога, который не согласился бы, что Рождественские обычаи в своем большинстве проистекли из языческих традиций. Но, может быть, христианство, и особенно православие, продержалось именно благодаря своей гибкости и способность перенять старые традиции. Кстати, в городах, действительно, за празднованием Рождества не стоит вера. В антропологии это называется «ритуализация». Например, на день перед Рождеством, у нас происходят такие массовые мероприятия, которые противоречат природе этого праздника – как вы уже упомянули, например, на площадях городов сжигают Бадняк.

Айя Куге: А специалист по вопросам христианства Давор Джалто отмечает, что, в принципе, празднование Рождества в современном мире имеет разные аспекты, формы и мотивы.

Давор Джалто: Одно – это Рождество в чистой, то есть религиозной форме, то, как празднуют его верующие. А другой его компонент объединяет многое – и унаследованные, и современные условия. В нем есть языческие элементы, вошедшие в традицию на протяжении веков. Но существует сегодня и Рождество как совсем мирской праздник. И на Западе, и в Сербии, есть люди, празднующие Рождество как любой другой праздник – когда выходной день, когда дарятся подарки, когда застолье – полностью вне зависимости от церковного, литургического, любого религиозного аспекта. Это просто реальность. Определённые нелепости, действительно имеющие место в современном праздновании Рождества, обусловлены, прежде всего, тем, что в мире в целом мало (даже меньше чем у нас), настоящего христианского измерения этого праздника. А что касается рождественских церемоний, которые сейчас практикуются в обиходе, то они такие разные, что отличаются от деревни к деревне, от региона к региону, от континента к континенту. На самом деле в этом нет ничего ни плохого, ни хорошего – если только не ставится под угрозу подлинный смысл Рождества.

Айя Куге: По сербской традиции, Рождество является семейным праздником, который празднуется три дня. В гости сербы ходят и гостей принимают лишь на второй и третий день Рождества.