Повстанцы, допинг и кризис

Николай Валуев, российский боксер

Пристальное внимание всех информационных агентств привлечено трагической историей в Анголе, где в преддверие старта Кубка африканский наций по футболу был обстрелян автобус сборной Того. Интерес прессы вызывают также очередной допинг-скандал в российских лыжах и системные проблемы российского бокса.

Пристальное внимание всех информационных агентств привлечено трагической историей в Анголе, где в преддверие старта Кубка африканский наций по футболу был обстрелян автобус сборной Того. На сайте телеканала "Евроспорт" сообщается, что в результате атаки вооруженных повстанцев из провинции Кабинда погиб водитель автобуса, были ранены два игрока и два чиновника, сопровождавших национальную команду. Нападение произошло после того, как автобус въехал на территорию Кабинды (мятежная провинция Анголы), которая ведет войну с правительством страны уже 30 лет.

Капитан сборной Того Эммануэль Адебайор раскрывает подробности террористической атаки на команду. Нападение ангольских сепаратистов на автобус, в котором находилась сборная Того, привела к смерти водителя и травмам у девяти человек, двое из которых являются футболистами. Естественно, все члены команды, взглянувшие в лицо смерти, находятся в состоянии шока, поэтому участие тоголезцев в Кубке Африки находится под вопросом. "Если мы по-прежнему не будем уверены в собственной
Я жив и по-прежнему могу принять участие во множестве значимых матчей, однако не собираюсь расставаться со своей жизнью прямо сейчас
безопасности, то покинем турнир, - заявил в интервью ВВС капитан "Ястребов" и их главная звезда, форвард "Манчестер Сити". Адебайор также сказал: "Это один из крупнейших турниров в Африке, и многие команды хотели бы оказаться на нашем месте, однако мне не кажется, что кто-нибудь готов отдать за это свою жизнь. Я жив и по-прежнему могу принять участие во множестве значимых матчей, возможно, даже на следующем Кубке Африки, однако не собираюсь расставаться со своей жизнью прямо сейчас. Думаю, теперь уже многие наши игроки предпочитают жизнь турниру, потому что они видели свою смерть, находились на волоске от нее - и теперь желают вернуться обратно к родным.

Не думаю, что кому-либо из наших игроков удастся заснуть после этого происшествия. - Увидев такое, сложно сомкнуть глаза: один из твоих товарищей по команде лежит напротив с пулями в теле, плачет и теряет сознание. Это тяжело…"

Другой футболист "Ястребов" - Алексис Ромао из французского "Гренобля" - в своих заявлениях был гораздо жестче Адебайора. Ромао предложил бойкотировать турнир: "Почему бы не отменить все матчи?! Мы просто хотим домой". Вторит ему Томас Доссеви, игрок "Нанта": "Мы не хотим играть на этом Кубке. Думаем лишь о наших партнерах. Приехать турнир для игры в футбол и получить пулю - это отвратительно".

Сборная Того поначалу отказалась от участия в Кубке африканских наций. Тем не менее, официальные лица заявили о том, что Кубок африканских наций будет проведен. Представитель организационного комитета турнира Вирхилио Сантос обвинил руководство сборной Того в нарушении правил безопасности "Мы попросили все делегации проинформировать нас, когда они собираются прибыть, а также сообщить паспортные данные своих футболистов. Сборная Того - единственная, не сделавшая это. Они не предупредили нас о том, что будут добираться на автобусе. А между тем правила просты: команды не должны передвигаться на автобусах. Я даже не знаю, чем объясняются намерения тоголезцев. Подобный инцидент не мог произойти на территории города", - добавил Сантос.

Правительство Анголы уже объявило об усилении мер безопасности на Африканском кубке наций. Крупнейшее футбольное соревнование Африки должно пройти с 10 по 31 января в четырех ангольских провинциях, включая Кабинду, где действуют сепаратисты.

По последним данным, организаторы турнира сумели убедить сборную Того принять участие в турнире, сообщает Reuters со ссылкой на источник в правительстве Анголы. Однако, что согласно информации, распространенной пресс-службой "Манчестер Сити", Эммануэль Адебайор покинул расположение сборной Того и в ближайшее время вернется в клуб.

"Спорт-Экспресс" обращает внимание читателей на неприятную для поклонников российского лажного спорта. Международная федерация лыжных видов спорта (FIS) приняла решение отстранить от стартов в многодневке Tour de Ski двух российских лыжников - призера Олимпийских игр-2006 Ивана Алыпова и Александра Кузнецова. Алыпов временно отстранен на две недели за превышение индекса стимуляции, а Кузнецов - на пять дней за превышение уровня гемоглобина.

"Для нас эта ситуация стала самым настоящим шоком, - заявил старший тренер мужской сборной России по лыжным гонкам Юрий Бородавко. - Я даже предположить не мог, что такое возможно. Традиционно здесь, в Валь-ди-Фьемме, все лыжники проходят повторные допинг-тесты перед заключительными этапами Tour de Ski. Мы шли на них со спокойной душой. С нашей командой на "Туре" постоянно находится биохимик, который следит за всеми показателями".

"Утром перед тестом уровень гемоглобина у Кузнецова был 159 при максимально разрешенном в 170, то есть оснований волноваться не было, - продолжил Бородавко. - Приезжаем на тестирование, и вдруг прибор FIS показывает 171-172. Возвращаемся домой, снова тестируем Кузнецова на нашем приборе, показатели снова разрешенные - 163-165. Кому здесь верить, как такое вообще возможно - я уже отказываюсь понимать. Самое обидное, что подобная ситуация случается с нами не первый раз. Но в итоге Кузнецов вынужден будет пропустить пять дней, "Тур" для него закончен. Что касается Ивана Алыпова, здесь также много вопросов. Я, честно говоря, вообще первый раз слышу о двухнедельном отстранении. Раньше гонщик пропускал максимум пять дней из-за гемоглобина. Видимо, это какое-то новое правило, с которым мы еще не сталкивались. Насколько я понимаю, через две недели Иван должен будет снова пройти этот тест, и если все будет нормально, он сможет выступать".

Юрий Бородавко также заявил, что Кузнецов и Алыпов остаются в расположении сборной России в Италии и продолжают тренировки. Однако, как говорится. "осадок остался" – несколько серьезных допинг-скандалов, в том числе и связанных с российскими лыжниками Евгением Дементьевым и Юией Чепаловой, а также биатлонистами Екатериной Юрьевой, Альбиной Ахатовой и Дмитрием Ярошенко создают российскому спорту весьма невыгодную репутацию.
Несколько серьезных допинг-скандалов, в том числе и связанных с российскими лыжниками, а также биатлонистами создают российскому спорту весьма невыгодную репутацию

На страницах интернет-портала Sports.ru жуналист Алексей Сукачев подводит итоги 2009-го для российского профессионального бокса и задается вопросом, имеет ли место полномасштабный кризис или лишь случайное стечение обстоятельств?

"Ответ был найден не самый оптимистичный: как ни крути, а от ощущения кризиса, кризиса системного, никуда не уйти. Но, может, это всего лишь видения одного завзятого пессимиста, и все на самом деле не так уж и плохо? Я решил подтвердить или опровергнуть свои мысли в общении с известными людьми, тесно связанными с развитием профессионального бокса в России: боксерами, менеджерами, промоутерами, журналистами, представителями санкционирующих организаций. Я задавал им вопросы:

1). Действительно ли существует системный кризис российского профессионального бокса, или данный репортер лишь сгущает краски, и ситуация на самом деле далеко не так критична?

2). Можно ли назвать позицию, которую занимают ведущие российские телеканалы, недружественной по отношению к отечественному боксу, или имеются действительно веские причины, по которым бои ведущих профессионалов России не показывается по общедоступному ТВ? Существует ли выход из данной ситуации, и каков он?

3). Если кризис профессионального бокса в России действительно существует, то каковы его истинные причины? Есть ли виновные в сложившейся ситуации? Кто (и/или что) они? Если кризиса нет, то существует ли оппозиция, тормозящая развитие бокса в России?

4). Можно ли назвать Россию развитой, с точки зрения профессионального бокса, страной или это страна «третьего мира» (на настоящее время)? Как бы вы оценили уровень российского профессионального бокса по 10-балльной шкале (10 баллов – уровень США, 0 баллов – уровень Ватикана и Сан-Марино)?

5). Существует ли выход из сложившейся ситуации (если вы считаете, что кризис действительно имеет место быть)? Каков он?

Избранные ответы:

Стивен Баш (промоутер):
Реальность заключается в том, что волна великолепных боксеров-выходцев из еще того, советского бокса, которая захлестнула мировые рейтинги и привела их на расстояние вытянутой руки от боя за чемпионские титулы, схлынула. В те времена у российских менеджеров и промоутеров (при поддержке телевидения и спонсоров) была возможность сделать шаг вперед и обеспечить профессиональному боксу существенную поддержку в России. Но я не думаю, что новому поколению боксеров и промоутеров удалось в полной мере воспользоваться плодами трудов своих предшественников. И момент был упущен. Так что, да, можно говорить о кризисе. Но я не вполне уверен, что в России существует долгосрочная модель развития бокса. Мне кажется, что в российском боксе преобладают подход и философия, ориентированные на локальный успех в кратчайшие сроки, а не на долгосрочные вложения с возможностью получения куда большей прибыли на выходе. А еще я слышал, что деньги, которые вкладывают спонсоры, зачастую тратятся не по назначению. Впрочем, возможно это всего лишь слух.

Без долгосрочных финансовых обязательств, взятых на себя спонсорами, промоутерами и телевидением, и без системы поддержки и развития боксеров в России, которая выводила бы их на лучшие места для дальнейшего прыжка вперед, российские бойцы не будут развиваться, как следует. С моей точки зрения, большинство российских менеджеров и промоутеров стало попросту посредниками для своих зарубежных коллег. Они соглашаются на разовые выплаты и уповают на откровенную удачу, но не на долгосрочное партнерство на взаимовыгодных условиях. И в результате талантливые, но не очень подготовленные пока бойцы выезжают на бои к домашним чемпионам, и либо проигрывают из-за того, что пока не до конца созрели для титульных поединков, либо становятся жертвами домашнего же судейства. Без развитой системы поддержки бокса в России, российские боксеры так и останутся подножным кормом для зарубежных бойцов.

Михаил Денисов (президент Боксерского Бюро СНГ и Славянских Стран - WBC CISBB):
Я бы не стал говорить о недружественной позиции телевидения. У ТВ свои задачи. Просто в настоящий момент в российском боксе наблюдается дефицит ярких имен, которых бы знал простой обыватель. А фигур калибра Николая Валуева и Александра Поветкина у нас все-таки маловато. Отсюда вывод – наши боксеры неинтересны отечественному телевидению. Но выход из этой неприятной ситуации существует: нужна элементарная раскрутка перспективных бойцов через средства массовой информации, ТВ, интернет. Ребята должны стать узнаваемы. Правда, при этом они также должны и прекрасно боксировать. Приведу пример: дебют Александра Емельяненко в профессиональном боксе вызвал невероятный ажиотаж в СМИ и собрал, практически без рекламы, полный зал в Москве. Нам нужны новые яркие имена, подобные Сашиному. Имеющихся пока явно недостаточно для того, чтобы заинтересовать ведущие телеканалы.

Необходима общая сетка турниров, расписанная на год вперед. Это приведет к минимизации расходов каждого из участников процесса. Нужно раскручивать имена, делать ребят звездами. Нужны передачи на ТВ и платные трансляции поединков в интернете. И, в тоже время, требуется параллельно создавать в Европе и в Америке, на паях с серьезными брендами, связи, которые бы позволили нашим ребятам засветиться в серьезных боксерских шоу. Это впоследствии даст возможность узнаваемым именам получать дополнительные бонусы при переговорах, как с ведущими зарубежными телеканалами, так и с ведущими иностранными промоутерами, о боях за чемпионский титул.

Герман Титов (Лучший промоутер России 2007-го и 2008-го годов по версии ФПБР):
Весь бокс – это телевидение. Если телевидение не показывает бокс, не платит промоутерам, то бокс в стране не развивается. Есть я, есть еще некоторые люди, но мы вкладываем в развитие бокса либо свои средства, либо средства инвесторов. Инвесторов, а не спонсоров – то есть их еще и возвращать надо. А спонсоров нет, потому что нет телевидения.
Еще можно отметить, что наше телевидение выстроено не по-человечески, неправильно. Мы уже 19 лет живем в другой стране, а наше телевидение все еще по старым правилам и меркам. Оно бы и хотело по-другому относиться к спорту вообще и к боксу, в частности, но что-то не получается. И ведь не только в законе дело. Закон логичный, он есть во многих странах, но в них бокс показывают, деньги платят, а у нас нет.
В массовом сознании профессиональный бокс станет по-настоящему популярен только тогда, когда о нем будут говорить далекие вообще от спорта люди

Александр Федяев (российский редактор портала BoxRec):
В 2009 году наш профессиональный бокс отметил 20-летний юбилей. На первых порах его основателем – Эдмундом Чеславовичем Липинским – были предприняты огромные усилия по популяризации данного вида спорта. Как результат, за 10 лет был проделан путь, на который у некоторых других стран уходило лет 50 не меньше. Даже, несмотря на отток ведущих боксеров за границу, в самой России (особенно в Санкт-Петербурге) профессиональный бокс по-настоящему развивался и был по-настоящему популярен. Достаточно вспомнить, что на отечественные ринги в тяжелые 90-е годы выходили такие мастера как олимпийский чемпион Вячеслав Яновский, будущие чемпионы мира Роман Кармазин, Дмитрий Кириллов и многие другие без преувеличения великие боксеры. Наши ребята присутствовали в рейтингах ведущих организаций и получали возможность сражаться за мировые и европейские титулы.

В какой-то момент по непонятным причинам от серьезной деятельности были отстранены пионеры отечественного бокса, которые на практике умели превращать наших ребят в чемпионов мира и Европы. Достойной замены им не нашлось. Поначалу регрессивные процессы не были так заметны для широких масс, во многом потому, что боксеры- воспитанники еще той питерской школы – Дмитрий Кириллов и Роман Кармазин – смогли стать чемпионами мира. Но, как показало время, это была всего лишь инерция былых достижений. Иллюзия благополучия кончилась. Как результат, сейчас у нас нет ни одного чемпиона мира, а чемпионы России исчезли даже из европейских рейтингов.

Прежде всего, необходимо сесть и договориться с государственной структурой – Федерацией Бокса России – о четких правилах перехода боксера из любителей в профессионалы, о размере компенсации государству за воспитание боксера. Должна быть создана единая база боксеров и судей – граждан России, как профессионалов, так и любителей, независимо от того под какой лицензией и в какой стране они выступают. Необходимо договориться с телевидением о правилах игры, финансовых условиях показа, уровне организации шоу, необходимом для осуществления прямой трансляции или качественной съемки, чрезвычайных обстоятельствах и так далее. Без телевидения всё равно никуда.

Необходимо договориться между собой о четких правилах получения и лишения лицензии, о четкой обязательной для исполнения всеми системе медицинского контроля и допинг-контроля, о четкой системе санкций, о четкой системе российских рейтингов, о четкой последовательной системе продвижения чемпионов России в европейские и мировые рейтинги. Профессиональный бокс нужно популяризировать, в том числе путём организации мероприятий с разумными ценами на билеты или вообще со свободным входом. Несмотря на рекламу и претензии организаторов на элитность и уникальность зрелища, даже в Москве и Санкт-Петербурге зрители не готовы платить по 1000 рублей за место под потолком арены – пятитысячника. В итоге, проанализировав состав участников и цены, даже фанаты профессионального бокса голосуют ногами – узнал, подумал, не пошел.

В массовом сознании профессиональный бокс станет по-настоящему популярен только тогда, когда о нем будут говорить далекие вообще от спорта люди. При этом условии в наши промоутерские компании придут частные инвестиции, сопоставимые хотя бы с бюджетом футбольного клуба второго дивизиона чемпионата России. Никакой прямой финансовой помощи со стороны государственного бюджета профессиональному боксу быть не должно. Государственное финансирование профессионального бокса это опыт тоталитарных режимов типа режима Муссолини или режима Франко. Даже от проведения легендарного поединка Rumble in Jungle выиграли все, кроме бедного народа Заира. Этим путем идти нельзя.