Смерть - дело житейское

Крематорий в городе Оломоуц

Чешское "Общество друзей кремации" на днях отпраздновало столетие с момента основания. Кроме строительства крематориев и изобретения нового способа погребения останков, нынешние члены общества регулярно собираются, чтобы всласть поговорить о смерти…

По статистике, в Чехии кремируют тела 78 процентов умерших людей - по этим показателям Чешская республика лидирует среди европейских стран. На чешских кладбищах можно встретить не только колумбарии, но и так называемые "лужайки рассеяния" – засеянные травой участки земли, где можно разбросать пепел умершего. Однако еще сто лет назад только самые отважные были согласны превратиться после смерти в пепел. В то время люди руководствовались христианскими догмами, и им даже в головы не приходило вспоминать традиции сожжения тела, существовавшие в античных Греции, Персии, Риме, в языческой Скандинавии. Католическая церковь категорически не допускала уничтожения тела, так как верила, что если это произойдет, то воскрешение после прихода мессии станет невозможным. Некоторые протестанты, однако, трактовали слова Христа "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов" как руководство к действию, и именно поэтому в протестантских странах кремации давно уже проводятся чаще, чем в католических или православных.

В самом начале прошлого века, когда "Общество друзей кремации" только возникло, его члены вынуждены были заниматься в основном агитацией. Медики говорили о сохранении здоровья и земли для живых людей, гуманисты – о возможности захоронения пепельных останков тела в нескольких местах – например, в месте рождения и там, где человек провел большую часть жизни. Но самым сильным голосом обладали члены антигабсбургского движения, анархистского кружка, которые таким образом выражали свое несогласие с тем, что Чехия находилась в составе Австро-Венгрии, где запрещалось сжигание тела после смерти. Среди членов движения был коллекционер и меценат Войтех Напрстек, который придумал, как обойти действующий запрет: он просто попросил кремировать его тело в Германии, в соседней Саксонии, где это было разрешено, а прах захоронить на родине.

Нынешняя деятельность "Общества друзей кремации" с радикализмом ничего общего не имеет. По данным его почетного секретаря Станислава Мотычки, организация насчитывает 23 тысячи приверженцев:
Мы касаемся не только проблематики погребения, мы обсуждаем вопросы, которые интересуют людей старшего возраста – вопросы наследства, правовые аспекты, связанные со смертью

- В настоящее время существует несколько видов членства. Одно из них – для тех, кто просто поддерживает идею кремации. Таких участников в обществе насчитывается около семи тысяч, и многие из них приходят на организуемые нами беседы. Далее, есть членство, предполагающее финансовый взнос, основанное на договорах, подписанных со страховыми компаниями. А в последнее время мы возвратились к нашей первоначальной миссии - организации кремации и обряда похорон для одиноких людей. Эти люди обычно сообщают нам информацию, как должен пройти обряд и где конкретно человек хочет быть похоронен.

В Чехии главными пропагандистами сжигания тела после смерти издавна были люди искусства. "Общество друзей кремации" основал Ярослав Квапил, известный в начале ХХ века чешский поэт, переводчик и драматург Национального театра в Праге, а среди первых знаменитых сторонников кремации был видный чешский поэт и журналист Ян Неруда. По мнению Станислава Мотычки, вероятно, творческих людей притягивает сама тема смерти - не абстрактная идея, а абсолютно реальная смерть, когда о ней говорят во время встреч участников общества:

- Во время этих бесед мы касаемся не только проблематики погребения, мы обсуждаем вопросы, которые интересуют людей старшего возраста – вопросы наследства, правовые аспекты, связанные со смертью. Иногда философские вопросы, но в основном практические советы.

- Люди не боятся открыто говорить об этом? Все-таки речь идет о смерти...

- Наша организация никогда не будет объединением молодых людей – это предопределено биологическим развитием человека. У нас любят шутить: "Кто говорит о смерти до 40 лет – ненормален, как и тот, кто после 40 о смерти не вспоминает". Средний возраст сторонников нашей организации – старше 40 лет. Это время, когда у многих умирают родственники. Сначала приходится организовывать похороны для бабушки и дедушки, а потом и для родителей. Так люди начинают интересоваться этими вещами.

Многие существующие в Чехии колумбарии рассчитаны для урн, которые размещают в специальных ячейках над землей. Для тех, кто хочет следовать многовековой традиции погребения, пепел предлагается хоронить в земле. Самой большой заслугой общества Станислав Мотычка считает даже не рост количества людей, которые без лишних эмоций воспринимают кремацию как часть окончания жизни, а придуманный чехами новый способ погребения:

- В 60-х годах в Чехии придумали захоронение пепельных останков в земле. Это действительно можно считать чешским вкладом в историю погребения. Луг разделяют на небольшие квадраты, каждый из которых вносится в реестр. На этих небольших участках выкапывается ямка, куда высыпается пепел. Со временем можно в том же месте захоронить другого члена семьи. В этом случае, в отличие от лугов рассеяния, люди имеют возможность вспоминать своих близких на конкретном месте.

(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск")