Оливер Стоун нашел в Сталине и Гитлере героев

Оливер Стоун (на фото - справа) общался и с Уго Чавесом (слева), и с Фиделем Кастро. Видимо, их он тоже считает неоднозначными фигурами, как Сталина, Гитлера и Мао.

Голливудский режиссер Оливер Стоун заявил, что Гитлер, Сталин и Мао Цзэдун – неоднозначные фигуры, которых "много критиковали, в основном без учета особенностей их эпохи", и что "нельзя упрощать характеристики личностей, повлиявших на мировую историю". Такая идея, по словам режиссера, содержится в его новом проекте – сериале "Секретная история Америки", который будет показан американским зрителям летом. О неоднозначности тиранов и новом сериале Оливер Стоун говорил на пресс-конференции, проведенной американской Аоссоциацией телекритиков.

Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей в интервью Радио Свобода сказал, что Оливер Стоун, вероятно, подготовил очередную провокацию.

– Оливер Стоун – подходящий морализатор в вопросах о тирании Сталина, Гитлера и Мао Цзэдуна?

– Оливер Стоун всегда интересовался моральными проблемами: и когда он снял свой знаменитый фильм "Прирожденные убийцы", и когда снимал про Кеннеди ("Джон Ф.Кеннеди. Выстрелы в Далласе" – РС), и про Буша младшего ("W" – РС), и про Кастро ("В поисках Фиделя", "Команданте" – РС). Ему интересны политические проблемы, политические герои первой величины, демиурги всемирной истории. Может быть, его сериал неплох, но очень опасно демонстрировать людей, которые ужасающим образом повлияли на историю человечества, в качестве сложных и неоднозначных натур. Особенно в такой нетвердой в идеологическом смысле стране, как Россия.

В Америке, может быть, это еще как-то пройдет: там устойчивы институты частной собственности, морали, протестантской этики… Во многих поколениях там делаются подобные сериалу прививки, но ничто эти институты не может поколебать. Немцы в 1945 году резко отказались от изображения Гитлера как противоречивой фигуры, которая помогла улучшить экономику страны и повысить статус немецкой культуры и немецкого народа. Во всех ратушах, церквях, школах, на телевидении они серьезно занимались денацификацией Германии лет десять-пятнадцать, с 1945 и примерно до 1960 года. Они прививали немецкому народу ощущение того, что Гитлер злодей, а история эта – проклятие немецкой культуры и немецкого народа, за которое всем им должно быть стыдно. И очень серьезно преуспели в этом.

Я совершенно не исключаю, что фильм Оливера Стоуна может быть своего рода провокацией, большой медленной неядерной бомбой, особенно в условиях новых пиар-технологий, когда одни передачи рассказывают, что Гитлер или Сталин были чудовищами, другие – что они были слабыми людьми, третьи – что они были несчастливы в семье, четвертые – что они все-таки были монстрами. Все равно это противостояние и эти противоречия делают из них фигуры мирового масштаба.

– В фильме "Прирожденные убийцы", например, Оливер Стоун изображал жестокость как нечто обыденное. Какую роль в восприятии сериала о Сталине и Гитлере сыграет репутация режиссера?

– Репутация всегда очень серьезный инструмент и побудительный мотив для зрителей. Конечно же, Оливер Стоун, будучи режиссером с мировым именем, получит, по крайней мере сначала, значительно больший интерес к своему сериалу, чем какой-нибудь дебютант – как в Америке, так и в мире. Стоун – человек радикальных взглядов, провокационных работ, и ему это нравится.

– Интерес не всегда означает доверие. К примеру, вряд ли можно утверждать, что фильм про Буша-младшего вызвал у массового зрителя доверие, хотя бы судя по кассовым сборам. Оливеру Стоуну доверяют?

– Тогда против Оливера Стоуна играли очень многие, например, сам президент Буш-младший, у которого к концу его президентства были достаточно низкие рейтинги. Сначала продукт притягателен, потом люди начинают разбираться и кто-то выступает против Оливера Стоуна или его идеи, его сериала. Будет хуже, если сериал сделан здорово и в нем играют великие актеры. Тогда человечество столкнется с очень противоречивой, многомерной, опасной и притягательной для пропаганды тоталитаризма и тиранов ситуацией.

– Насколько уместны киновысказывания на такие темы от режиссеров с мировым именем? Вы можете вспомнить пример, когда известный режиссер так изображал диктатора, что его фильм не являлся ни пропагандой, ни провокацией?

– Например, когда дело касалось тиранов Древней Греции, а фильм был основан на мифах и легендах. Проходит две-три тысячи лет – бога ради, философствуйте. На основании легенд люди делали фильмы - и так решали определенные концептуальные, философские вопросы всемирной истории. Но в случае с сериалом Оливера Стоуна речь идет не об Александре Македонском, а о недавних тиранах, которые имеют очень много приверженцев в разных странах мира, в том числе и в первую очередь в тех странах, где эти тираны существовали: после гитлеровской Германии фашизм был и в ГДР, после распада Советского Союза возник российский сталинизм, продолжается противостояние в Китае. Опасность заключается в том, что это не рудименты, а живые органы, живые ценности и живые философские доктрины. Мы даже по поводу Наполеона можем сегодня философствовать, к тому же он все-таки не был таким злодеем. Но по поводу Гитлера или Сталина – это гигантский моральный вызов. Пока природа этого зла жива, делать из них сложные фигуры достаточно аморально.