В Польше возвращается мода на кинотеатры: в минувшем году посещаемость киносеансов впервые достигла уровня 1989 года, последнего года коммунистического режима. А еще раньше, в конце 70--80-х, в стране, несмотря на тяжелую политическую ситуацию, а может быть, и благодаря ей, создаются фильмы, которые стали классикой польского кино – Кесьлёвского, Вайды, Занусси.
Ну, разве можно было представить себе, чтобы в Советском Союзе в прокате появилась комедия, в которой одна из главных героинь – государственный чиновник – возвращаясь с работы, ежедневно пересчитывала спрятанные в шкафу доллары, как в фильме "Запасной выход". Или легендарный фильм "Мишка" – о перипетиях комбинаторов от спорта, использовавших существующий строй в своих далеко не высокоморальных целях. Или известный на всем постсоветском пространстве фильм "Новые амазонки" (в оригинале "Секс-миссия"): замкнутый, подземный мир, с выходом наружу только для вождей – очевидный намек на существующий строй. "Ва-банк" Махульского - вроде детектив, снятый в ПНР, но как там была показана довоенная Польша...
Когда посмотришь эти фильмы, становится ясно, почему поляки штурмовали кинотеатры в те невеселые в общем-то времена.
- До 1989 года с цензурой киношникам было справиться нелегко. И, тем не менее, нередко проходили фильмы, в которых в открытую высмеивался существовавший тогда строй. Конечно, среди цензоров могли быть глупцы, но мне кажется, что такие фильмы пропускали намеренно. Пусть, мол, народ лучше в кинотеатре над нами посмеется, чем выйдет на забастовки и начнет выдвигать политические требования, – говорит культуролог Эльжбета Врона.
Времена изменились. В конце 80-х - начале 90-х страну захлестнула мода на видеопродукцию. Получив возможность смотреть практически все дома при помощи видеомагнитофона, а кроме того – еще и на набирающих обороты частных телеканалах, поляки перестали ходить в кинотеатры. Зачем менять диван, пиво и возможность смотреть сколько угодно раз понравившиеся фрагменты фильма на угрюмый кинозал и рвущуюся пленку?
Ситуация, однако, вновь кардинально изменилась с приходом на рынок мультиплексов – кинотеатров с множеством залов, с комфортными креслами и вездесущим запахом попкорна. Но и с дорогими билетами, цены на которые растут с каждым годом. Визит семьи из трех человек в выходной день на сеанс в формате "3Д" в Варшаве – 90 злотых, в пересчете на американскую валюту – более 30 долларов. Тем не менее, из года в год растет посещаемость кинотеатров. По данным специальных исследований, в минувшем году в кино хотя бы раз был каждый среднестатистический поляк.
- Люди начинают вспоминать, что это такое – посетить кинотеатр, пригласить туда знакомых, потом погулять, обсуждая увиденное. Вновь стало модным именно так провести свободное время. Благодаря этому наш рынок развивается, – говорит пан Гжегож, работающий в одном из варшавских кинотеаров.
Согласно его наблюдениям, если раньше кинозалы были заполнены, прежде всего, в вечернее время, то теперь трудно угадать, когда придет зритель. Иногда зал вдруг заполняется среди бела дня, и это, как считают некоторые специалисты, доказательство того, что посещение кинотеатров снова становится одним из способов провести свободное время.
Лидерами проката в Польше в минувшем году были иностранные фильмы. "Аватар" было решено пустить в прокат на католическое Рождество – ход рискованный, поскольку праздник этот в Польше, прежде всего, домашний. Тем не менее, только за три дня фильм посмотрели около 315 тысяч поляков. Однако самыми популярными остаются романтические комедии. Почему? Вот что считает пан Гжегож:
- Мне кажется, что зрителю не хватает романтических комедий, мелодрам, фильмов о любви. В последние годы таких фильмов, казалось бы, было немало, но многие из них невысокого уровня. Предсказуемый сюжет, слезливые диалоги... Тем не менее, зритель шел на них. Почему? Да потому, что жизнь и так непроста – работа, стресс, семья, обязанности. А в кино идешь, чтобы оторваться от всего этого.
Между тем, неплохие результаты показали и польские фильмы. Причем совершенно различные по тематике. Хитами кинопроката, среди прочих, стали "Попелушко. Свобода – в нас", посвященный трагической истории жизни капеллана "Солидарности", а также "Галерианки" – о малолетних проститутках, работающих в крупных столичных торговых центрах.
В минувшем году доходы крупнейшей в Польше сети кинотеатров Cinema City возросли на 13 процентов. Рост доходов кинотеатров означает инвестиции, открытие новых кинозалов и приток нового зрителя. Польше пока есть к чему стремиться. Если в минувшем году на 38 миллионов поляков было продано примерно столько же билетов в кинотеатры, то в других европейских странах на одного жителя в среднем приходится 2 билета в год. Но если темпы роста посещаемости кинотеатров сохранятся, то через несколько лет Польша наверняка догонит, а возможно, и перегонит страны "старой Европы".
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск")
Ну, разве можно было представить себе, чтобы в Советском Союзе в прокате появилась комедия, в которой одна из главных героинь – государственный чиновник – возвращаясь с работы, ежедневно пересчитывала спрятанные в шкафу доллары, как в фильме "Запасной выход". Или легендарный фильм "Мишка" – о перипетиях комбинаторов от спорта, использовавших существующий строй в своих далеко не высокоморальных целях. Или известный на всем постсоветском пространстве фильм "Новые амазонки" (в оригинале "Секс-миссия"): замкнутый, подземный мир, с выходом наружу только для вождей – очевидный намек на существующий строй. "Ва-банк" Махульского - вроде детектив, снятый в ПНР, но как там была показана довоенная Польша...
Когда посмотришь эти фильмы, становится ясно, почему поляки штурмовали кинотеатры в те невеселые в общем-то времена.
- До 1989 года с цензурой киношникам было справиться нелегко. И, тем не менее, нередко проходили фильмы, в которых в открытую высмеивался существовавший тогда строй. Конечно, среди цензоров могли быть глупцы, но мне кажется, что такие фильмы пропускали намеренно. Пусть, мол, народ лучше в кинотеатре над нами посмеется, чем выйдет на забастовки и начнет выдвигать политические требования, – говорит культуролог Эльжбета Врона.
Времена изменились. В конце 80-х - начале 90-х страну захлестнула мода на видеопродукцию. Получив возможность смотреть практически все дома при помощи видеомагнитофона, а кроме того – еще и на набирающих обороты частных телеканалах, поляки перестали ходить в кинотеатры. Зачем менять диван, пиво и возможность смотреть сколько угодно раз понравившиеся фрагменты фильма на угрюмый кинозал и рвущуюся пленку?
По данным специальных исследований, в минувшем году в кино хотя бы раз был каждый среднестатистический поляк
Ситуация, однако, вновь кардинально изменилась с приходом на рынок мультиплексов – кинотеатров с множеством залов, с комфортными креслами и вездесущим запахом попкорна. Но и с дорогими билетами, цены на которые растут с каждым годом. Визит семьи из трех человек в выходной день на сеанс в формате "3Д" в Варшаве – 90 злотых, в пересчете на американскую валюту – более 30 долларов. Тем не менее, из года в год растет посещаемость кинотеатров. По данным специальных исследований, в минувшем году в кино хотя бы раз был каждый среднестатистический поляк.
- Люди начинают вспоминать, что это такое – посетить кинотеатр, пригласить туда знакомых, потом погулять, обсуждая увиденное. Вновь стало модным именно так провести свободное время. Благодаря этому наш рынок развивается, – говорит пан Гжегож, работающий в одном из варшавских кинотеаров.
Согласно его наблюдениям, если раньше кинозалы были заполнены, прежде всего, в вечернее время, то теперь трудно угадать, когда придет зритель. Иногда зал вдруг заполняется среди бела дня, и это, как считают некоторые специалисты, доказательство того, что посещение кинотеатров снова становится одним из способов провести свободное время.
Лидерами проката в Польше в минувшем году были иностранные фильмы. "Аватар" было решено пустить в прокат на католическое Рождество – ход рискованный, поскольку праздник этот в Польше, прежде всего, домашний. Тем не менее, только за три дня фильм посмотрели около 315 тысяч поляков. Однако самыми популярными остаются романтические комедии. Почему? Вот что считает пан Гжегож:
- Мне кажется, что зрителю не хватает романтических комедий, мелодрам, фильмов о любви. В последние годы таких фильмов, казалось бы, было немало, но многие из них невысокого уровня. Предсказуемый сюжет, слезливые диалоги... Тем не менее, зритель шел на них. Почему? Да потому, что жизнь и так непроста – работа, стресс, семья, обязанности. А в кино идешь, чтобы оторваться от всего этого.
Между тем, неплохие результаты показали и польские фильмы. Причем совершенно различные по тематике. Хитами кинопроката, среди прочих, стали "Попелушко. Свобода – в нас", посвященный трагической истории жизни капеллана "Солидарности", а также "Галерианки" – о малолетних проститутках, работающих в крупных столичных торговых центрах.
В минувшем году доходы крупнейшей в Польше сети кинотеатров Cinema City возросли на 13 процентов. Рост доходов кинотеатров означает инвестиции, открытие новых кинозалов и приток нового зрителя. Польше пока есть к чему стремиться. Если в минувшем году на 38 миллионов поляков было продано примерно столько же билетов в кинотеатры, то в других европейских странах на одного жителя в среднем приходится 2 билета в год. Но если темпы роста посещаемости кинотеатров сохранятся, то через несколько лет Польша наверняка догонит, а возможно, и перегонит страны "старой Европы".
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск")