"Перезагрузка" не вынесла Афганистана

В Москве многие полагают, что американские войска в Афганистане ждет та же судьба, что и советскую армию.

Транзит военных грузов для коалиции в Афганистане, о котором летом прошлого года договорились Дмитрий Медведев и Барак Обама, фактически заблокирован Россией. Эту информацию подтвердили Радио Свобода официальные лица в Москве, а также российские и американские военные эксперты.

Одним из реальных показателей того, что "перезагрузка" в отношениях России и США происходит, Москва и Вашингтон называли соглашение по воздушному транзиту военных грузов в Афганистан. И вот теперь выясняется, что никакого транзита нет, а причины этого - не столько технические, сколько военные и даже геополитические. Официальные лица и эксперты комментируют и анализируют одну из самых серьезных неудач в отношениях США и России.


Стоит сразу напомнить, что именно Россия предложила НАТО увеличить воздушный транзит в Афганистан. Сделано это было весной прошлого года. Эксперты сочли предложение Москвы попыткой смягчения отношений с НАТО после почти полного разрыва вследствие российско-грузинской войны 2008 года. Потом Барак Обама приехал в Москву. Они увиделись с Дмитрием Медведевым, и между двумя странами было заключено соглашение о транзите. 12 тяжелых военных самолетов в день, более 4 тысяч в год - таковы были планы.

Военный эксперт Павел Фельгенгауэр утверждает, что Россия намеревалась делать все это почти бескорыстно.
Уж если мы там проиграли, то проиграют и американцы. Поэтому никто особенно не стремится поддерживать заранее проигранную и безнадежную операцию

- Россия вроде бы отказалась взимать обычную плату за навигационные услуги. И помощник Обамы по России Майкл Макфол хвастался, что это в год сэкономит 133 миллиона долларов для американской казны. Это преподносилось как практически единственный реальный успех "перезагрузки" отношений между Америкой и Россией. Но это соглашение так до сих пор и не заработало. Не то что 12 полетов в день... Был всего один тестовый полет за полгода. Официальное объяснение - что никак не могут решить какие-то технические, бюрократические проблемы, связанные с оформлением. Но в происходящем есть, конечно, и политическая подоплека. В Москве сложился консенсус среди специалистов, военных, дипломатов, вообще начальников, что коалиция во главе с Америкой в Афганистане проиграет, что там нынешняя ситуация очень похожа на то, что было с советскими войсками в Афганистане в 80-е годы, и если Советский Союз развалился, то теперь и НАТО развалится, в общем, проиграют они точно. Уж если мы там проиграли, то проиграют и американцы. Поэтому никто особенно не стремится поддерживать заранее проигранную и безнадежную операцию, - говорит Павел Фельгенгауэр.

Возможно, все это лишь догадки эксперта. Но о том же говорит высокопоставленный российский политик. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров в интервью Радио Свобода подтвердил, что за полгода состоялся лишь один тестовый полет, и прямо признал, что с Вашингтоном велась торговля по всем вопросам - от противоракетной обороны до договора по СНВ.

- Это большая политика… Мы говорим США: вот мы вам даем военный транзит, а вы нам говорите – "давайте телекоммуникации с ваших новых ракет" (вопрос о предоставлении телеметрической информации с новых российских ракет - один из наиболее
Американцы уйдут, их континент находится далеко. А у нас Центральная Азия рядом. Нам жить с этими людьми еще долго в мире
конфликтных в переговорах России и США по новому договору СНВ. – РС). Ну разве так можно, если мы с вами договариваемся, если такая степень открытости… Мы им говорим - раз вы оккупировали Афганистан, давайте вы будете заниматься борьбой с опиумом. Они говорят - нет, этим должны заниматься специально подготовленные какие-то внутренние силы. Мы говорим – давайте, мы вам военный транзит, но дальше-то что? Войной мир не восстанавливается, в конечном итоге. Россия убедилась, что после того, как уходят солдаты, людям есть, спать надо где-то, заниматься самообразованием. Вот этот комплекс вопросов в конечном итоге выводит нас на то, что если все это не будет комплексно решаться, то нашим южным границам в случае провала операции – и даже не провала – будет грозить опасность. Эта память останется. У нас сегодня должна быть внешняя политика, отвечающая интересам России. Да, мы можем на определенных этапах где-то сближать свою политику с интересами мирового сообщества, но для этого мы не должны опасаться, что нас обманут. Мы не должны исключать из своего понимания, что, несмотря на все это, нам будут противоракетную оборону ставить, как заградительные отряды во времена Великой Отечественной войны для штрафного батальона.

- Иными словами, Москва не заинтересована в том, чтобы союзничать с США в Афганистане?

- Американцы уйдут, их континент находится далеко. А у нас Центральная Азия рядом. Нам жить с этими людьми еще долго в мире.

- Правильно ли я вас понимаю, что Россия не слишком рвет удила, чтобы помогать коалиции, потому что тревожится, что ее в Афганистане примут за союзников, единомышленников США?

- В чем-то вы правы, - ответил Виктор Озеров.

Официальные лица в Вашингтоне не слишком хотят говорить на тему транзита. Официальный представитель Пентагона подполковник Алмара Белк в интервью Радио Свобода заявила, что с транзитом все нормально, а русские ни в чем не отказывают.

- Мы снабжаем войска коалиции в необходимых масштабах. И Россия никогда не отклоняла наши запросы на совершение полетов, - сказала Алмара Белк.

Однако уверенность российского эксперта Павла Фельгенгауэра, что в Москве не хотят успеха США в Афганистане, разделяет эксперт Европейского совета по международным отношениям Дэниэл Корски:

- Им неприятно думать о возможной победе американцев в Афганистане, о том, что там возможно то же самое, что генерал Петреус проделал в Ираке, поэтому им не совсем по сердцу помогать коалиции в этой операции. Вопрос транзита - только один из примеров такого отношения.

Другой эксперт по вопросам международной безопасности, профессор Лейденского университета Джулиан Линдли Френч полагает, что Соединенные Штаты не очень-то и рассчитывали на Россию в афганской операции.
Вообще, последнее, что можно себе представить - это то, что американцы будут всерьез полагаться на Россию в поддержании сил коалиции в Афганистане

- Вообще, последнее, что можно себе представить - это то, что американцы будут всерьез полагаться на Россию в поддержании сил коалиции в Афганистане. И я говорю это вовсе не для того, чтобы унизить Россию - просто учитывая историю сложных отношений с Россией, ни одно правительство на Западе не поставит свои вооруженные силы в зависимость от политики Кремля, - объясняет эксперт.

Между тем, Павел Фельгенгауэр уверен: тайные пожелания поражения коалиции ничего хорошего Москве не принесут.

- В результате "перезагрузка" отношений с США зависла - из-за нашего явного нежелания помочь НАТО и Западу добиться успеха в Афганистане. При всех разговорах, что мы готовы помочь, в действительности тянут время и ожидают их поражения. Если такая политика будет продолжаться, это будет существенно ухудшать отношения России и с Вашингтоном, и с Западом в целом, - прогнозирует Фельгенгауэр.

Непонятно одно: если Россия не собиралась выполнять обещания по афганскому транзиту, зачем было его предлагать? Возможно, в Кремле положились на авось, а также на то, что в пылу "перезагрузки" Вашингтон пойдет на действительно серьезные уступки в важных вопросах.