Никитский ботанический: сад маслин и Буратино

Никитский ботанический сад

Ботанический сад зимой не обязательно пустует – на южном побережье Крыма у Ялты в старинном Никитском ботаническом саду местные жители собирают маслины, а на Новый год работники наряжают вместо ели мамонтово дерево и кактусы. О новогоднем Никитском ботаническом саде - в цикле репортажей "Крым зимой".

Никитский сад, которому через пару лет исполнится ровно 200 лет, называют ботаническим раем. Сейчас трудно себе даже вообразить, как выглядел Крым до его появления. Во всяком случае, никаких магнолий, пальм и кипарисов здесь уж точно не было. Ботанический сад казался современникам европейским оазисом на краю дикой азиатской земли. Ведь среди основателей и первых директоров сада не встретишь других фамилий, кроме иностранных: Стевен, Гартвис, Цабель, Вульф…

– Никитский сад был основан в 1812 году по инициативе того самого одесского Дюка де Ришелье. Он подобрал кандидатуру человека, который смог возглавить это дело. Таковым оказался Христиан Христианович Стевен, русский подданный, швед по национальности, родившийся в Финляндии. В Никитском саду всех встречает бюст основателя сада Стевена, – рассказывает Геннадий Захарченко, заместитель директора Никитского ботанического сада по научной работе.

Посетителей сада встречает не только памятник Стевену, но и Ленин – на высоком постаменте, к подножию которого почему-то прислонилась огромная голова Вячеслава Молотова. Табличка поясняет, что раньше голова верного сталинца была сверху, но после ХХ съезда статус ее оказался значительно понижен. Ну, а на освободившееся место тут же нахлобучили соразмерную башку Ильича.

– Имя Молотова было присвоено саду в довоенный период, – продолжает Геннадий Захарченко. – Надо отдать должное, Молотов уделял большое внимание Никитскому саду как месту, которое носило его имя и достаточно большие средства отпускались на Никитский ботанический сад...

Живым памятником неутомимой деятельности Христиана Стевена являются сотни экзотических растений, которые он селекционировал с учетом суровых зим, которые иногда случаются даже на Южном берегу Крыма.

Партенит: первый снег

– Раз в несколько десятилетий у нас случаются ураганы, которые наносят ущерб, – рассказывает Геннадий Захарченко. – Где-то раз в 10-12 лет бывают сильные снегопады, когда за час может выпадать до 45 сантиметров снега. Такие случаи были.

– А вот на вашей памяти последний раз когда такое было?

– Последний раз - в 1982 году. Был очень сильный снегопад, когда поломало очень много деревьев.

– Я вижу – тут розы цветут.

–Это наши сорта роз. Лишь бы была плюсовая температура – они готовы цвести всегда.

– Вот зимоцветы, а что еще цветет?

– Сейчас цветет жасмин голоцветковый, магония Билля, химонантус зимоцвет - такое растение с довольно невзрачными желтыми цветками, но очень приятный аромат.

– Прямо на Новый год?

– Да, в это время зацветают они.

– А каков же был ботанический пейзаж здесь, у деревни Никита, пару веков тому назад?

– Единственным экзотическим растением, которое представляло субтропики, была маслина европейская, та маслина, которая всем известна благодаря оливковому маслу и оливкам.


Пока мы беседовали, я заметил неподалеку посетительницу, которая собирала что-то с земли в оливковой роще. Оказалось, что жительница Ялты Наташа специально приехала за маслинами, которые созревают здесь как раз к Новому году:

– Их разрезают пополам, вымачивают от горечи, а потом солят. Фаршируют их мидиями. Вкус совсем другой, домашний.

– И потом они получаются по вкусу как греческие?

– Нет, не сравнить. Это вкуснее.


Я обратил внимание, что в руках у Наташи был не только пакет с оливками, но и с грибами. Выяснилось, что она собрала их на прилежащих к территории сада горных склонах.

– Грузди есть, и лисички, шампиньончики мы нашли. В прошлом году на Новый год собирали. После Нового года пошли на наше место, шапок нарезали. Все просто удивились.

– А мышата – это что такое?

– Вот они, маленькие. Видите какие. Их немножко приварил, обжарил, с картошечкой. Если их много, можно, в принципе, замариновать, но на это маслята все-таки вкуснее. А мышатки, видите, они такие плотненькие. Если их замариновать, они на закусочку очень отлично.


При упоминании о закусках и застолье тема нашей беседы с Геннадием Захарченко тут же съехала на празднование недавнего Нового года. Я спросил: как принято отмечать новогодние праздники в Никитском саду?

– Принято украшать новогоднюю елку. Но мы, Никитский сад как организация, собираемся жить очень долго, поэтому мы украшаем одно из долгожителей земного шара – секвойядендрон гигантский, калифорнийское мамонтово дерево. И в качестве курьеза мы украшаем кактусы. Украшаем обычными игрушками, некоторые из них и со смыслом. Там где-то и человечек на колючке сидит, где-то бабушка, где-то цветочек, – рассказывает Геннадий Захарченко.

Совершив большой круг, мы вернулись в исходную точку – к памятникам основоположнику сада и его верному соратнику. Я обратил внимание, что на табличке для чего-то раскрывались их настоящие фамилии – Ульянов и Скрябин. Но мой добрый гид обратил мое внимание не на это, а на гигантское дерево над вождями.

– Это итальянская сосна, которая известна большинству наших соотечественников по сказке о Буратино. Карабас-Барабас вокруг которой бегал, и шишка крупная упала, когда Карабас-Барабас бородой зацепился за дерево. Шишка могла как раз с такой сосны упасть, у нее крупная шишка – с приличный кулак. Карабас-Барабас и был наказан этой шишкой.