30 лет американскому ответу на советское вторжение в Афганистан

Ирина Лагунина: 30 лет назад, в январе 1980 года, правительство США ввело экономические санкции против Советского Союза и приняло решение бойкотировать московскую Олимпиаду в ответ на советское вторжение в Афганистан. Рассказывает Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: 27 декабря 1979 года советские войска вторглись в Афганистан для исполнения, как говорилось в официальном сообщении советского правительства, «интернационального долга». Президент США Джимми Картер немедленно заявил, что действия Москвы не останутся без ответа. 4 января он обратился к нации в прямом эфире.

Джимми Картер: Крупные советские вооруженные силы вторглись в маленькое, неприсоединившееся, суверенное государство Афганистан, который до сих пор не входил в число оккупированных Советским Союзом сателлитов. Пятьдесят тысяч тяжеловооруженных советских солдат пересекли границу и теперь рассеяны по всему Афганистану в попытке покорить отчаянно защищающий свою независимость народ этой мусульманской страны.
Советы лживо утверждают, что они приглашены в Афганистан, чтобы помочь защитить эту страну от некой неназванной внешней угрозы. Но президент, лидер Афганистана до советского вторжения, был вместе с несколькими членами своей семьи убит после того, как Советы получили контроль над столицей Кабулом. Лишь несколько дней спустя в Афганистан был доставлен Советами новый марионеточный лидер. Это вторжение - чрезвычайно серьезная угроза миру, так как существует опасность дальнейшей советской экспансии в соседние страны Юго-Западной Азии, а также потому, что такая агрессивная силовая политика внушает тревогу другим народам мира.
Это циничное нарушение международного права и Устава Организации Объединенных Наций. Это целенаправленная попытка могучего атеистического правительства поработить независимый исламский народ.

Владимир Абаринов: Картер находился в тот момент в очень тяжелом положении. Его главной международной проблемой был захват в ноябре 1979 года американских заложников в Тегеране – эта проблема так и не разрешилась до его ухода в отставку. Нефтяное эмбарго, объявленное арабскими странами, привело к острому энергетическому кризису. Под вопросом была ратификация договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанного Картером и Брежневым в Вене в июне 1979 года. Афганская война стала рубежом, за которым вектор американской политики резко изменил направление. О разрядке пришлось забыть.

Джимми Картер: Мир просто не может стоять в стороне и позволить Советскому Союзу действовать безнаказанно. 50 стран обратились к Совету Безопасности ООН с предложением осудить Советский Союз и потребовать немедленного вывода всех советских войск из Афганистана. Мы сознаем, что согласно Уставу ООН Советский Союз и другие постоянные члены Совета могут наложить вето на решение Совета Безопасности. Если воле Совета Безопасности воспрепятствуют таким образом, вопрос поступит на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН, где у Советского Союза нет права вето.
В то же время ни Соединенные Штаты, ни любая другая нация, которая привержена миру и стабильности, не могут продолжать как ни в чем не бывало вести дела с Советским Союзом. Я уже отозвал посла Соединенных Штатов из Москвы в Вашингтон. Он работает со мной и моими старшими советниками над немедленным и всесторонним пересмотром наших отношений с Советским Союзом во всем их диапазоне. Успех переговоров по ограничению стратегических вооружений - главная цель этой администрации. Мы, американцы, народ Советского Союза и весь мир выиграют от эффективного контроля за стратегическим ядерным оружием, как предусматривает этот детально проработанный договор. Однако из-за советской агрессии я попросил Сенат Соединенных Штатов отсрочить дальнейшее рассмотрение договора с тем, чтобы Конгресс и я могли оценить советские действия и намерения и уделить внимание, в первую очередь, законодательным и другим необходимым мерам, отвечающим на этот кризис.

Владимир Абаринов: 14 января Генеральная Ассамблея ООН 104 голосами против 18 осудила советское вторжение в Афганистан и призвала к немедленному, полному и безусловному выводу войск. Резолюция Ассамблеи не носила юридически обязывающего характера.
Гораздо более серьезный эффект должны были возыметь экономические санкции против СССР.

Джимми Картер: Советы должны понять наше глубокое беспокойство. Мы задержим открытие любых новых американских или советских консульств. Большинство культурных и экономических обменов, возможность которых в настоящее время рассматривается, будет отсрочено. Торговля с Советским Союзом будет строго ограничена. Я решил остановить или сократить экспорт в Советский Союз по трем направлениям, которые особенно важны для них. Эта новая политика будет скоординирована с нашими союзниками.
Я распорядился прекратить выдачу лицензий на продажу Советскому Союзу высоких технологий и стратегических материалов впредь до пересмотра нашей политики лицензирования.
Право на промысел рыбы в американских водах будет резко ограничено для Советского Союза.
17 миллионов тонн зерна, заказанного Советским Союзом сверх того количества, которое мы обязаны продать ему, не будут поставлены. Это зерно не было предназначено для потребления человеком; его предполагалось использовать для увеличения поголовья домашнего скота.
Я намерен минимизировать для американских фермеров негативные последствия этого шага. Не поставленное зерно будет закуплено по рыночным ценам. Мы увеличим объемы зерна, предназначенного на облегчение голода в бедных странах. Мы также значительно увеличим использования зерна для производства бензоспирта у себя в стране. После консультаций с другими ведущими экспортерами зерна я уверен, что они не будут восполнять не поставленное нами зерно своими дополнительными поставками Советскому Союзу.

Владимир Абаринов: Между США и Советским Союзом действовало соглашение, согласно которому американская сторона была обязана продавать Москве ежегодно не менее шести миллионов метрических тонн зерновых – половину этого объема составляла пшеница, половину кукуруза. Еще два миллиона тонн сверх этого лимита американские производители могли продать без разрешения правительства. На экспортные поставки, превышающие потолок в восемь миллионов тонн, требовалось разрешение правительства. В октябре 1979 года министерство сельского хозяйства США разрешило продать Советскому Союзу в 1980 году 17 миллионов тонн зерна свыше восьми миллионов, предусмотренных торговым соглашением. Это была рекордная цифра.
Соглашение было заключено в интересах американских фермеров, чтобы гарантировать им советские закупки. Обязательства были взаимными. Срок действия соглашения истекал в сентябре 1981 года.
Даже в отсутствие дипломатических и торговых отношений в первые послереволюционные годы Вашингтон направлял продовольственную помощь голодающим Поволжья и Сибири. И вот теперь в Вашингтоне заговорили о «продовольственном оружии».
Момент был благоприятный. Вследствие засушливого лета советский урожай зерновых сократился на 21 процент, или 48 миллионов тонн. Советскому сельскому хозяйству угрожал массовый падеж скота от бескормицы. По оценке экспертов, производство мяса в СССР должно было сократиться в результате зернового эмбарго на один миллион тонн. Чтобы предотвратить этот сценарий, СССР планировал закупить за рубежом в течение года 35 миллионов тонн зерна, в том числе 25 миллионов – в США, которые, наоборот, собрали в 1979 году обильный урожай.
Президент действовал на основании полномочий, предоставленных ему Законом о внешней торговле, который гласит, что глава государства имеет право запретить торговые сделки в интересах национальной безопасности. Конгресс может в течение 30 дней наложить вето на решение президента. Однако в 1980 году Конгресс поддержал Картера.
Наконец, президент США пригрозил Москве бойкотом Олимпиады.

Джимми Картер: Эти меры потребуют некоторой жертвы от всех американцев, но не может быть ни малейшего сомнения в том, что они отвечают интересам мира во всем мире и интересам безопасности нашей собственной страны. Они также находятся в полном соответствии с действиями наших главных торговых партнеров и других стран, разделяющих нашу глубокую озабоченность этой новой советской угрозой глобальной стабильности.
Хотя Соединенные Штаты предпочли бы не отказываться от участия в Олимпийских Играх, проведение которых запланировано этим летом в Москве, Советский Союз должен понять, что его продолжающиеся агрессивные действия поставят под вопрос как участие спортсменов, так и присутствие в Москве зрителей, которые в нормальных обстоятельствах хотели бы посмотреть на Олимпийские Игры.
Вместе с другими странами мы обеспечим военное снаряжение, продовольствие и другие материалы, чтобы помочь Пакистану защитить свою независимость и свою национальную безопасность от серьезной возросшей угрозы с севера, с которой он теперь сталкивается. Соединенные Штаты также готовы помогать другим странам региона.

Владимир Абаринов: Советский Союз справился с проблемой дефицита зерна сравнительно легко. Его спасли другие крупнейшие производители. Аргентина с самого начала заявила, что не поддержит зерновое эмбарго. Она увеличила свои поставки СССР на 30 процентов. В ноябре Канада и Испания объявили, что увеличивают объемы своего зернового экспорта в СССР. Канадцы, поначалу согласившиеся участвовать в режиме эмбарго, мотивировали свое решение тем, что американские производители зерна отбивают у них традиционных покупателей. К концу 1980 года Советский Союз практически полностью восполнил нехватку зерна. Правда, платить ему пришлось дороже, но нефтедолларов тогда было много. Предотвратить сокращение стада не удалось, производство мясомолочной продукции в стране заметно сократилось, но хлебных очередей все же не было – зерно, предназначенное для скота, пустили на выпечку хлеба.
В США решение президента вызвало смешанную реакцию. Уже в конце января в ходе слушаний в Сенате представители Американской федерации фермеров выразили сомнение в том, что эмбарго повлечет за собой серьезные последствия для советской экономики. Цены на зерно на внутреннем рынке резко упали сразу после объявления президента, однако вскоре вернулись к прежним значениям. Фермеры не понесли серьезных убытков. Однако история с эмбарго превратила США в ненадежного торгового партнера.
2 января 1981 года проигравший выборы Джимми Картер продлил на год режим эмбарго. Но его преемник Рональд Рейган, обещавший отменить эмбарго в виду его неэффективности, исполнил обещание спустя три месяца после вступления в должность, в апреле 1981 года.
А вот бойкот Олимпиады был для Москвы действительно чувствительным ударом. Его активно поддержали в первую очередь арабские и мусульманские страны, а также союзники Вашингтона. О своем решении бойкотировать московские Игры Джимми Картер объявил 23 января в ежегодном
послании «О положении страны». На следующий день его поддержала Палата представителей – за бойкот проголосовали 386 членов палаты, против – всего 12.
26 января Национальный олимпийский комитет США решил не ехать на Игры в Москву.В общей сложности в бойкоте участвовала 61 страна. Телекомпания NBC заплатила 85 миллионов долларов за право трансляции соревнований. Однако сделка была застрахована от подобных форс-мажоров, и NBC удалось вернуть около 90 процентов своих средств.
Но в числе пострадавших оказались американские спортсмены. Среди тех, кто впервые должен был принять участие в Олимпийских Играх, был легкоатлет Карл Льюис, девятикратный олимпийский чемпион. Его триумфы начались с Игр 1984 года, а должны были начаться четырьмя годами раньше. Когда в США раздались призывы к бойкоту пекинских Игр, Карл Льюис выступил против. Вот что он сказал в интервью Национальному общественному радио NPR.

Карл Льюис: Многие считают, что спорт и политика не пересекаются. На самом деле они пересекаются в тот самый момент, когда ты надеваешь спортивную форму. Я был в олимпийской команде 1980 года. Мы бойкотировали игры, потому что президент Картер сказал: если вы поедете в Москву, мы лишим финансирования американский Олимпийский комитет. Поэтому мы остались дома. Большинство из нас не понимали, каким образом наше неучастие может повлиять на ситуацию.

- Это было сделано потому, что игры проводились в Москве и вследствие вторжения Москвы в Афганистан. Такова была политическая причина этого решения.

Карл Льюис: Такова была политическая причина, верно. Оглядываясь назад, я вижу: президенту Картеру, конечно, нужно было что-то предпринять тогда, потому что для него это было сложное время. Но ирония заключается в том, что спустя годы мы очутились в Афганистане в противоположной роли. Так что мое мнение такое: надо проявлять большую осторожность в таких делах, потому что Олимпийские Игры – редкое событие, спортсмен способен участвовать в них всего два раза в жизни. И это такая честь попасть в олимпийскую команду. И вот ты добился этого, и тут вдруг кто-то говорит: ну, в общем, знаете, я решил, что вы не поедете. Для спортсмена это просто катастрофа. Особенно если у него есть шанс выиграть золотую медаль и встать на высшую ступеньку пьедестала.

Владимир Абаринов: Вопрос об эффективности санкций поднимается в Америке всякий раз, когда эти санкции вводятся. Однозначного ответа на него не существует. Но решению афганской проблемы 30 лет назад они явно не помогли.