Australian Open: пока вокруг да около

Первая ракетка мира швейцарец Роджер Федерер

Открытый чемпионат Австралии, как и следовало ожидать, собрал всю элиту мирового тенниса. И заставил о себе говорить еще за день до открытия. Первый номер мирового рейтинга швейцарец Роджер Федерер выступил с идеей провести в последний выходной день перед официальными стартами выставочный турнир, а сборы от него перевести пострадавшим от землетрясения в Гаити.

Инициатива принесла свои плоды – сборы составили 185 000 долларов, причем по ходу турнира этот фонд будет пополняться, теннисисты продолжат делать в него пожертвования. В первую очередь те, для кого турнирная судьба сложится удачно.

Собственно, особых неожиданностей - с точки зрения чисто спортивной - первые матчи чемпионата Австралии не принесли. Была лишь одна сенсация, которую можно причислить к разряду громких. Россиянка Мария Шарапова в первом же круге уступила другой российской Маше – Кириленко. Так рано покидать турниры Большого шлема Шараповой не приходилось со времен начала ее теннисной карьеры. Для бывшей первой ракетки мира это фиаско огорчительнее вдвойне: надо ж было такому случиться, что накануне мельбурнских стартов специально для нее была создана коллекция серег Tiffany for Maria Sharapova. Ювелиры договорились, что в этих украшениях Шарапова будет играть весь турнир, а серьги появятся в магазинах сразу после дебютного матча. Шарапова же на корню загубила эту рекламную акцию, поскольку матч дебютный стал для нее и последним в Мельбурне.

Еще более развлек австралийскую публику скандал, связанный со спортивной формой двух теннисисток – датчанки Каролин Возняцки и болгарки Сесиль Каратанчевой, выступающей, правда, под казахстанским флагом. Выяснилось, что обе спортсменки готовились выступать в Мельбурне в платье одной и той же модели. Но если для датчанки этот наряд специально готовила компания Adidas и известный британский модельер Стелла Маккартни (дочь одного из легендарных The Beatles), то мастер, соорудивший платье для Каратанчевой, так и остался неизвестным. Причем время для того, чтобы скопировать это одеяние, у ателье, работавшего на болгарку, было: минувшей осенью Возняцки впервые появилась в этом своем наряде на кортах US Open. Скандал мог бы и разрастись, но на счастье Возняцки и Adidas Каратанчева проиграла в первом же круге. И больше в своем платье на кортах мелькать не будет.
Когда игроку предлагают то, что наша федерация предложить не в силах, нам тяжело что-то противопоставить


В первых же матчах турнира удивили болельщики. Как-то принято считать, что на теннис приходит чинный солидный люд. Здесь во время встречи не принято шикать, свистеть, даже по трибунам во время розыгрыша мяча нельзя передвигаться, чтобы не отвлекать внимание теннисистов. В Мельбурне этого года многие традиции нарушены. В игре между хорватом Иво Карловичем и чехом Радеком Штепанеком фаны вели себя столь же шумно, как это обычно происходит на футболе, один из них даже зажег файер. Файеры проносили с собой и некоторые другие болельщики, в результате чего им теперь запрещено появляться на трибунах до конца турнира.

Для россиян этот чемпионат Австралии запомнится еще и тем, что впервые на нем россиянин Евгений Королев выступит под казахстанским флагом. Событие это, по большому счету, к числу знаковых не отнесешь. Королев не входит в элиту мирового тенниса. Его потери мужская сборная России, выступающая в Кубке Дэвиса, попросту не заметит – ведь есть Николай Давыденко, Михаил Южный, Игорь Андреев, Дмитрий Турсунов… Собственно, если Королева и включали в сборную, то только на роль запасного. Однако теннисное руководство России отреагировало на этот факт крайне болезненно. В частности, президент Федерации тенниса Шамиль Тарпищев:

- Мое отношение в этому переходу негативное. Однако, когда игроку предлагают то, что наша федерация предложить не в силах, нам тяжело что-то противопоставить.

Намек на тяжелое финансовое положение высказан более чем прозрачный. Более того, по словам Тарпищева, проблема в том, что сокращается спонсорская поддержка со стороны малого и среднего бизнеса, и это ударит по перспективам российского тенниса. Трудно поверить, что российский юношеский теннис в прошлом держался именно на этом финансовом источнике. Все лучшие российские теннисисты и теннисистки из разряда тех, кто сделал себя сам. В первую очередь, благодаря поддержке родных и близких. Возможно, что добропорядочные бизнесмены чем-то и поддерживали федерацию, но широкой общественности неизвестно, на что шли спонсорские деньги.

А пока Открытый чемпионат Австралии начинает набирать обороты. Пора подводить промежуточные итоги и оценивать шансы тех или теннисистов на первую значимую в сезоне победу, наступит на экваторе турнира – в ближайший понедельник.