"Она снимала конфликты…"

У могилы Галины Старовойтовой

20 января в Петербурге на 87-м году жизни скончалась Римма Старовойтова, мать убитого депутата Госдумы Галины Старовойтовой. О Римме Яковлевне в интервью Радио Свобода рассказала сестра Галины Старовойтовой, руководитель Фонда ее имени Ольга Старовойтова:

- После окончания войны родители – Василий Степанович и Римма Яковлевна Старовойтовы – вернулись в Ленинград, им дали комнату на Троицком поле. Это, конечно, была коммунальная квартира. У них, по крайней мере, были прекрасные отношения с соседями. Я утверждаю, что в этом заслуга моей мамы. Потому что с кем бы она ни жила в соседях на даче, с кем бы ни лежала в больнице, все эти люди ей годами всегда звонили, и у нее с ними всегда завязывались какие-то человеческие отношения. Это, наверное, какой-то природный дар. Она всегда много рассказывала, она снимала конфликты, и это, кстати, передалось Галине. Потому что она снимала конфликты и на работе, и в политике.

- Были ли вы откровенны с мамой, когда выросли? Она была вашим другом?
Я не самая горькая мать России. Мою дочь помнят, во всем мире знают эту новость. Много, тысячи людей в городе пришли с ней прощаться

- Это, пожалуй, уже случилось, когда я стала старше, когда появились ее внуки и наши дети. У нас с Галиной Васильевной сыновья, у которых разница – 4 дня. И все это было в общей квартире с родителями, и вот, может быть, когда становишься матерью, что-то больше понимаешь. Ну, общие заботы, помощь и прочее. Вот тогда мы очень сблизились.

- А дальше, когда развивалась политическая карьера вашей сестры, когда Галина Васильевна стала советником президента, мама не спрашивала: "Зачем тебе это надо?" – как, наверное, могла спросить всякая мама?

- Нет, мама постепенно втянулась в это, она стала уже сама разбираться в политике, сама часто говорила со своими подружками и промывала им мозги, объясняя, что они все неправильно понимают. И она действительно продвинулась в этом, ведь Галя мало что успевала рассказывать, но мама уже за всем следила и анализировала. И она стала политически более активным человеком.

- А когда случилась трагедия, когда погибла Галина Васильевна, как отреагировала мама?

- Это довольно необычная история. Из аэропорта Галя заехала к родителям, хотя должна была к ним приехать на следующий день, в субботу. Но в пятницу вечером она почему-то все-таки к ним поехала. Выпила там последнюю в жизни чашку чая... Прощание с Галиной Васильевной было в зале Этнографического музея, были тысячи и тысячи людей. И постепенно к родителям начали приставать журналисты. Я хотела рвануться туда, но вижу – она в порядке. И вдруг она твердым голосом, как профессиональный политик, которым она никогда не была, сказала: "Я не самая горькая мать России. Мою дочь помнят, во всем мире знают эту новость. Много, тысячи людей в городе пришли с ней прощаться. Я знаю, где ее могила. А сколько матерей хотя бы той же Чечни, которые не знают судьбу своих детей, у них нет могил. Сколько бед!" То есть даже в это время она думала о других.

- Вам, Галине Васильевне передались ее черты?

- Я думаю, что передались, и многие черты. Это так называемая говорливость. Ну, всем известно, как у Галины Васильевны была поставлена речь, и я тоже могу поговорить. Лидеры они оба были – и папа, и мама. Отношения у нас всегда были нормальные, но после убийства Гали, естественно, многое стало совсем другим. И я по-другому к ним стала относиться. Я не понимала, как они это пережили. Мы что только ни придумывали, мы хотели вывезти их в путешествие, но они не хотели…

Римма Яковлевна Старовойтова будет похоронена рядом с дочерью, на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.