Ижевский взгляд на пенсионную реформу

Надежда Гладыш: Беспрецедентным назвал премьер-министр Владимир Путин январский рост пенсий российских пенсионеров в результате произведенной по инициативе властей переоценки пенсионного капитала, так называемой валоризации. На официальном сайте Пенсионного фонда России приведена таблица со средними цифрами, которые должны добавить к пенсиям стариков. Для пожилых граждан от 60 лет и выше там расписано в среднем от 1313 до 1733 рублей. Много это или мало?
Еще весной этого года на Ижевском социальном форуме активистка протестного движения из Екатеринбурга Римма Варнавская, автор альтернативного проекта пенсионного закона, объясняла участникам форума, что за 20 лет пенсионных реформ каждому пенсионеру, имеющему советский трудовой стаж, государство задолжало до полутора миллионов рублей. Методика её расчетов учитывает только конкретные и известные ущербы, такие как дискриминационные коэффициенты по стажу, по соотношению зарплат, незачет времени учебы в вузе, службы в армии, избирательные невыплаты районных коэффициентов и так далее.
В январе я побывала в подразделении Пенсионного фонда Индустриального района города Ижевска. Среди привычно большой очереди к инспекторам нынче много тех, кто обижен валоризацией.

- Неграмотных обижают. По валоризации мало дали.

- Я не знаю, хочу выяснить. Причем тут сибирский или какой стаж.

Надежда Гладыш: Сидя в очереди, можно понять, что пострадали от валоризации те, кто вышел на пенсию в начале нулевых годов. Им отбросили годы работы после 1 января второго года, тем самым, еще более понизив стажевый коэффициент, и те, у кого зарплата в СССР не достигала потолка. Вот инспектор Мария Быкова втолковывает непонятливым, как образуются эти странные цифры.

Мария Быкова: 20 лет женщина отработала. Ушла в 55 лет. У нее этот коэффициент будет 0,55. Вы ушли в 55 лет. Для назначения пенсии, вот ваш стаж, до 31 декабря 2001 года. Может быть, на это время у вас 29 лет, стаж у вас составляет 25 лет 11 месяцев 6 дней. Мы берем только чистые 25 лет.

Надежда Гладыш: А начальник отдела Елена Полякова даже согласна с обиженными.

Елена Полякова: Издевательство. Либо искать зарплату другую, может, где-то совместительство было еще?

Надежда Гладыш: Может быть валоризацией довольны те, кто получил более полутора тысяч рублей прибавки к пенсии? Мне отвечает Виктор Шутов, работавший в советский период начальником цеха на "Ижмаше", гиганте оборонной промышленности.

Виктор Шутов: Этой суммой я не доволен, поскольку вопрос кардинально с выплатой пенсии не решен. Если мои родители при коммунистическом режиме получали – процент замещения был 50%, выйдя на пенсию, они довольно сноса себя чувствовали. Они могли куда-то съездить. Они могли отдыхать, тем более, что предприятие давало им путевки ежегодно на бесплатно санаторно-курортное лечение. Уже будучи на пенсии, они получали путевки!

Надежда Гладыш: Виктор Шутов проиграл суд в Удмуртии, пытаясь стребовать с властей ущерб, нанесенный ему лично монетизацией ветеранских льгот.

Виктор Шутов: Это просто подачка. Это политическая акция, чтобы народ не сделал вторую октябрьскую революцию. Они сейчас награбили, они боятся, что у них тогда уже все отнимут.

Надежда Гладыш: А сумма вашего иска по компенсации материального ущерба и морального вреда?

Виктор Шутов: Сейчас я точно сказать не могу, но между 300 и 400 тысячами. Меня уже ограбили за эти годы. Я сейчас готовлю документы для подачи в Страсбург. Надеюсь, что там рассмотрят должным образом и подадут пример нашей системе правосудия, как должны решаться такие дела в правовом, демократическом государстве, если таковым оно называется.

Надежда Гладыш: А жалоба Алевтины Ивасивой, которой также не удалось оспорить региональный закон, отменивший льготы, уже три года лежит в Европейском суде. Может, ей хватит теперь пенсии с новой добавкой?

Алевтина Ивасива: Это крайне недостаточно. Что значила наша пенсия в то время, какие были цены на продукты питания, на товары? Она обеспечивала какой-то жизненный уровень. Что значит сейчас? Сейчас по сравнению с ценами на продукты питания, про товары мы уже не говорим, у нас нет денег какие-то себе обновки приобретать. Ходила сколько я без зубов. Мне помогли. А на пенсию я бы никогда… Я бы так без зубов и в гроб легла.

Надежда Гладыш: Валоризацию активисты Общественного Совета пенсионеров Ижевска считают популистской мерой, которая в принципе не решает коренной проблемы пожилых граждан – нищенские пенсии выросли на ничтожный процент.

Экспертное мнение

Олег Колобаев, вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов: Валоризация – это действительно возврат определенных долгов, которые накопились за это время. Сказать, что все долги абсолютно возвращены – было бы неправильно. У нас действительно было много в свое время случаев, когда коэффициент осовременивания заработков, ограничения, которые вводились по индивидуальному коэффициенту пенсионера. Вот эта величина 1,2, о которой постоянно сейчас говорят. Они, конечно, занижали пенсию многих людей. Вот есть система такая, какая она есть. Больше в нее собрать вряд ли сейчас удастся. А то, что действительно был беспрецедентный рост, с точки зрения того, что до 10% ВВП идет на пенсионную систему, такого в нашей пенсионной системе еще ни разу не было. И то, что за последние годы в результате этих мероприятий удалось приблизиться к коэффициенту замещения порядка 40% это тоже факт. То, что пенсии у нас малы - это особенность нашей пенсионной системы. Но через распределительную систему, я думаю, что вопрос этот решить будет очень трудно, с одной стороны. А с другой стороны, в этом и беда нынешних пенсионеров. На такую пенсию жить трудно, но это естественно. Надо строить систему. А она строится в основном через накопительные принципы, и быстро не встроится. Когда каждый человек сам индивидуально начинает зарабатывать свою пенсию, надо достаточно отчетливо понимать, четко сформулировал вчера на конференции Шувалов, что государство может только минимальную некоторую пенсию предоставить, и будет предоставлять. Человек должен зарабатывать сам. Создать эту систему во многом этим и занимаются негосударственные пенсионные фонды. Но ее быстро создать не удастся. Надо понимать, что накопления формируются в течение какого-то продолжительного периода лет. У нас накопления начали формироваться с 2002 года.