"Речник" и "Украина" в ТВ-зазеркалье

Слава Тарощина

Ситуация в поселке "Речник" не является запретной для федеральных телеканалов. Каков тон сюжетов, посвященных этой истории? Что сказал Владимир Меньшов зрителям канала "Россия" в своем фильме "Украина"? Об этом говорит обозреватель "Новой газеты" Слава Тарощина:

- За 10 дней к теме привыкли, и поскольку нет доступа на территорию "Речника", то нет и новой картинки. Автопробег протеста новостные выпуски не заинтересовал. Только Михаил Осокин на РЕН ТВ дал беглый сюжет о встрече участников акции с гаишниками на Тверской, не развернув его в тему дня. Тон сюжетов, а точнее, их идеология не очень внятная. Юрий Лужков выглядит уверенным только на своем канале ТВЦ, другие предпочитают монтировать закадровый текст с выразительной сценой на Госсовете, где мэр напряженно вглядывается в потолок. Самый обстоятельный материал вышел у Марианны Максимовской на РЕН ТВ и у мастера интриг и скандалов Глеба Пьяных на НТВ, но и здесь нет ни новой информации, ни новых комментариев.
Лейтмотив всех сюжетов с оппозиционными дачниками, независимо от воли их авторов, - война с собственным народом

Центр публичного интереса сместился от "Речника" к "Острову фантазий", о котором говорят не без некоторого опасения: все-таки тут живут уважаемые люди – Голикова, Христенко, Джабраилов. Последний вместе со своим 600-метровым особняком охотно светится перед камерами, всячески выказывая стопроцентную уверенность в законности и сохранности родного гнездышка.

Тема стала пробуксовывать. Видимо, телевизионщики ждут высочайших указаний по этому поводу. Уж очень власти запутались в вырубке своих вишневых садов. На фоне трогательного внимания к юбиляру недели Чехову данная метафора выглядит достаточно взрывоопасной. В одном из сюжетов пожилая женщина из "Речника", пережившая войну, вспомнила: когда она голодала, немец её подкармливал хлебом, а сейчас, в мирное время, ее уничтожают свои же. Лейтмотив всех сюжетов с оппозиционными дачниками, независимо от воли их авторов, - война с собственным народом.

Ну а главной темой недели остается предвыборная борьба на Украине. Телеканал "Россия" подготовил фильм к выборам украинского президента. Если в 2004 году Россия принимала активное участие в выборах и на ТВ не стеснялись выдвигать лозунги "Янукович – наш президент", то в 2010-м все по-другому. И вот эти другие настроения зафиксировал фильм "Украина", сделанный странным тандемом авторов - известным режиссером Владимиром Меньшовым и Константином Семиным.
Мы теперь не приказываем младшему брату, как ему жить, а очень сочувствуем

Мы теперь не приказываем младшему брату, как ему жить, а очень сочувствуем. Авторы рисуют картину апокалиптического распада всего на свете – от идеологии до промышленности, тенденциозно подбирая факты и грубо монтируя их. (Начинается этот плач с Чернобыля, когда никакого Ющенко еще не было и в помине). Пропагандистский эффект от фильма довольно странен. Сразу вспоминается монументальное полотно Станислава Говорухина "Так жить нельзя", а кадры распада так похожи на нашу действительность за пределами кольцевой, что их легко спутать.

Эту мысль, собственно, подтверждает в начале фильма и сам Меньшов: "То, что мы вам расскажем об Украине, можно наблюдать и в России. Так что это не попытка посмеяться над народом". Иными словами, авторская ремарка сводит агитационный пафос сочинения к нулю. Тем паче, что не все увиденное наблюдается в России. Так, рискованные высказывания сотрудников одесской телекомпании о власти у нас возможны разве что в Интернете, и то для отдельных смельчаков. Сотрудники называют Тимошенко рейдершей, говорят о невменяемости Ющенко, а мы только-только доросли до политической сатиры особого рода: восторгаемся смелостью милых частушек с бубном и гармошкой в исполнении кукол Медведева и Путина.

Одним словом, авторы льют горючие слезы по Украине, которую они потеряли, но Москва слезам не верит, как верно заметил гораздо раньше тот же Владимир Меньшов.