В Москве впервые вручена литературная премия "НОС", учрежденная фондом Михаила Прохорова. Ее лауреатом стала Лена Элтанг. Писательницу, живущую в Вильнюсе, наградили за роман "Каменные клены". Денежное выражение премии - 700 тысяч рублей. Еще один приз – 200 тысяч – по результатам читательского голосования на сайте премии получил Владимир Сорокин за книгу "Сахарный Кремль". Согласно условиям премии, победителя выбрали в ходе открытых дебатов, на них присутствовали финалисты и члены жюри премии.
Название премии расшифровывается не только как "Новая словесность", но и "Новая социальность". Главная попытка жюри была эту самую социальность и обнаружить. Всего на премию претендовало 250 книг, которые члены жюри честно прочли. Социальность была обнаружена, она существует в виде своеобразного вопля русского народа о том, как плохо ему жилось в 90-е и 2000-е годы. Но качество литературы, к сожалению, оставляет желать лучшего. Если бы это была сухая документальная проза, можно было бы говорить о рождении новых жанров. Если бы это были какие-то традиционные повести или романы, но удовлетворяющие представлениям о том, что такое литература, что такое письмо, жюри с большим интересом отнеслось бы к такого рода книгам. Но, к сожалению, большая часть присланного представляет собой литературу дурного качества.
Окончательный выбор Лены Элтанг – это буквально отказ от той литературы, которой сейчас заняты писательский и критический мир. Имеется в виду клаустрофобическая зацикленность на себе, на собственной советскости. Одна из главных книг этого сезона - "Каменный мост" Александра Терехова, где царит это упоение Советским с большой буквы. Достойной премии признана книга, которая не имеет отношения к советскому вообще. Дело в том, что книга Элтанг – это поэтическое письмо, невероятно утонченный язык, это такой дистиллят или, если хотите, 96-градусный литературный спирт. Это стиль и вкус как он есть.
К русской действительности эта книга не имеет ни малейшего отношения, потому что она описывает условные события в условном Уэльсе. Но эта книга о любви и смерти, которая имеет в виду всю модернистскую традицию ХХ века. И жюри показалось любопытным представить, что так могла бы выглядеть идеальная русская литература сейчас, Литература с большой буквы, то коллективное писательское "тело", если бы оно захотело помыслить себя европейцем. При этом, не отказываясь от русскости, ведь рабочим инструментом является русский язык. Вот такова была идеальная задача. Но, кажется, Лена Элтанг проходит среди московских критиков по разряду некоторой экзотики, некоторой, если хотите, маргинальности. Члены жюри выслушивали критические замечания.
Голосование проходило очень весело, бурно, авторы могли высказаться. Московская публика голосовала за Сергея Носова. На экране можно было видеть, как все происходит, и в этом было некоторое веселье, напряжение. Как заметил Константин Мильчин, который был оппонентом жюри, это напоминало "Евровидение". Но и когда стало понятно, что победила Элтанг, в зале возникло некоторое оживление.
Достойной премии признана книга, которая не имеет отношения к советскому вообще
Название премии расшифровывается не только как "Новая словесность", но и "Новая социальность". Главная попытка жюри была эту самую социальность и обнаружить. Всего на премию претендовало 250 книг, которые члены жюри честно прочли. Социальность была обнаружена, она существует в виде своеобразного вопля русского народа о том, как плохо ему жилось в 90-е и 2000-е годы. Но качество литературы, к сожалению, оставляет желать лучшего. Если бы это была сухая документальная проза, можно было бы говорить о рождении новых жанров. Если бы это были какие-то традиционные повести или романы, но удовлетворяющие представлениям о том, что такое литература, что такое письмо, жюри с большим интересом отнеслось бы к такого рода книгам. Но, к сожалению, большая часть присланного представляет собой литературу дурного качества.
Окончательный выбор Лены Элтанг – это буквально отказ от той литературы, которой сейчас заняты писательский и критический мир. Имеется в виду клаустрофобическая зацикленность на себе, на собственной советскости. Одна из главных книг этого сезона - "Каменный мост" Александра Терехова, где царит это упоение Советским с большой буквы. Достойной премии признана книга, которая не имеет отношения к советскому вообще. Дело в том, что книга Элтанг – это поэтическое письмо, невероятно утонченный язык, это такой дистиллят или, если хотите, 96-градусный литературный спирт. Это стиль и вкус как он есть.
К русской действительности эта книга не имеет ни малейшего отношения, потому что она описывает условные события в условном Уэльсе. Но эта книга о любви и смерти, которая имеет в виду всю модернистскую традицию ХХ века. И жюри показалось любопытным представить, что так могла бы выглядеть идеальная русская литература сейчас, Литература с большой буквы, то коллективное писательское "тело", если бы оно захотело помыслить себя европейцем. При этом, не отказываясь от русскости, ведь рабочим инструментом является русский язык. Вот такова была идеальная задача. Но, кажется, Лена Элтанг проходит среди московских критиков по разряду некоторой экзотики, некоторой, если хотите, маргинальности. Члены жюри выслушивали критические замечания.
Голосование проходило очень весело, бурно, авторы могли высказаться. Московская публика голосовала за Сергея Носова. На экране можно было видеть, как все происходит, и в этом было некоторое веселье, напряжение. Как заметил Константин Мильчин, который был оппонентом жюри, это напоминало "Евровидение". Но и когда стало понятно, что победила Элтанг, в зале возникло некоторое оживление.