На лондонском аукционе Sotheby's зафиксирован абсолютный мировой рекорд стоимости произведений искусства. Скульптура работы швейцарского мастера Альберта Джакометти "Шагающий человек" продана за 104 миллиона долларов. Прежде самым дорогим аукционным лотом считалась проданная в 2004 году картина Пабло Пикассо "Мальчик с трубкой".
Скульптор, живописец и график Альберто Джакометти родился в 1901 году, умер в 1966-м. В разные периоды творчества работал в реалистической, кубической, сюрреалистской, экспрессионистской манерах, увлекался искусством Африки, Океании и Латинской Америки. Среди известных его работ - а самая известная, бесспорно, "Шагающий человек" - скульптуры "Женщина-ложка", "Сюрреалистический стол", "Клетка". Вот что рассказал о "Шагающем человеке" московский искусствовед Андрей Ерофеев:
- Это одно из самых известных произведений в мировом искусстве XX века. Ни одна хрестоматия на Западе, ни один учебник истории не обходится без изображения этого идущего человека. Цена здесь неудивительна. Вообще, мне кажется, что наступает некоторая усталость в отношении искусства, которое называется поп-арт. И возвращается интерес к искусству, которое занимается человеком, как таковым. Искусству экзистенциальному, где хрупкость, уязвимость человеческого существования выражена пластически. В этом тающем человеке, нелепом, ломком, едва-едва балансирующем в вертикальном положении, очень много сказано об ущербности и эфемерности человеческой жизни.
- Почему, на ваш взгляд, пришла потребность именно в таком искусстве? Почему поп-арт больше не интересует?
- Не то чтобы не интересует. Просто есть некоторая пресыщенность. Поп-артистская позиция иронической, дистанцированной критики масс-культуры, она понятна. Она усвоена обществом. Экзистенциальный взгляд, экзистенциальная позиция в какой-то момент была утрачена, но теперь возникает потребность снова вернуться к таким пластическим метафорам.
- Тот вид искусства, тот жанр, который олицетворяет собой скульптура Джакометти, может быть, это совпадение с культурно-общественной средой, в которой современный человек чувствует себя комфортнее всего?
- Понятие комфортности совершенно не подходит к этим скульптурам. Вглядитесь в них: это же тоненькие, хрупкие вещи, это бронза, которая тянется ниточками, как спагетти. Вот это ощущение послевоенной судьбы человечества и отдельного человека - это искусство, пережившее опыт всех разрушений XX века. Экзистенциальный крик, экзистенциальное отчаяние по поводу судьбы человека. И это уже классика. А классика и должна дорого стоить.
О тенденциях и моде на мировом рынке произведений искусств рассуждает директор лондонского аукционного дома "Макдугалс" Екатерина Макдугал:
- Джакометти хороший художник и относится к тем вечным именам-фишкам, которые всегда будут востребованы. Те, кого мы называем импрессионистами или старыми мастерами, всегда будут составлять некий и художественный, и инвестиционный мировой рельеф. Люди сейчас, например, снова потянулись к Рембрандту. Работы с хорошими родословными будут продаваться все дороже и дороже. Поэтому я думаю, что старые мастера - это один из самых инвестиционно привлекательных секторов на рынке искусства на сегодняшний день. На рынке русского искусства в целом тенденции такие же, как и на мировом. Модны шедевры художников первого ряда, с безупречным провенансом.
Скульптор, живописец и график Альберто Джакометти родился в 1901 году, умер в 1966-м. В разные периоды творчества работал в реалистической, кубической, сюрреалистской, экспрессионистской манерах, увлекался искусством Африки, Океании и Латинской Америки. Среди известных его работ - а самая известная, бесспорно, "Шагающий человек" - скульптуры "Женщина-ложка", "Сюрреалистический стол", "Клетка". Вот что рассказал о "Шагающем человеке" московский искусствовед Андрей Ерофеев:
В этом тающем человеке, нелепом, ломком, едва-едва балансирующем в вертикальном положении, очень много сказано об ущербности и эфемерности человеческой жизни
- Это одно из самых известных произведений в мировом искусстве XX века. Ни одна хрестоматия на Западе, ни один учебник истории не обходится без изображения этого идущего человека. Цена здесь неудивительна. Вообще, мне кажется, что наступает некоторая усталость в отношении искусства, которое называется поп-арт. И возвращается интерес к искусству, которое занимается человеком, как таковым. Искусству экзистенциальному, где хрупкость, уязвимость человеческого существования выражена пластически. В этом тающем человеке, нелепом, ломком, едва-едва балансирующем в вертикальном положении, очень много сказано об ущербности и эфемерности человеческой жизни.
- Почему, на ваш взгляд, пришла потребность именно в таком искусстве? Почему поп-арт больше не интересует?
- Не то чтобы не интересует. Просто есть некоторая пресыщенность. Поп-артистская позиция иронической, дистанцированной критики масс-культуры, она понятна. Она усвоена обществом. Экзистенциальный взгляд, экзистенциальная позиция в какой-то момент была утрачена, но теперь возникает потребность снова вернуться к таким пластическим метафорам.
- Тот вид искусства, тот жанр, который олицетворяет собой скульптура Джакометти, может быть, это совпадение с культурно-общественной средой, в которой современный человек чувствует себя комфортнее всего?
- Понятие комфортности совершенно не подходит к этим скульптурам. Вглядитесь в них: это же тоненькие, хрупкие вещи, это бронза, которая тянется ниточками, как спагетти. Вот это ощущение послевоенной судьбы человечества и отдельного человека - это искусство, пережившее опыт всех разрушений XX века. Экзистенциальный крик, экзистенциальное отчаяние по поводу судьбы человека. И это уже классика. А классика и должна дорого стоить.
О тенденциях и моде на мировом рынке произведений искусств рассуждает директор лондонского аукционного дома "Макдугалс" Екатерина Макдугал:
- Джакометти хороший художник и относится к тем вечным именам-фишкам, которые всегда будут востребованы. Те, кого мы называем импрессионистами или старыми мастерами, всегда будут составлять некий и художественный, и инвестиционный мировой рельеф. Люди сейчас, например, снова потянулись к Рембрандту. Работы с хорошими родословными будут продаваться все дороже и дороже. Поэтому я думаю, что старые мастера - это один из самых инвестиционно привлекательных секторов на рынке искусства на сегодняшний день. На рынке русского искусства в целом тенденции такие же, как и на мировом. Модны шедевры художников первого ряда, с безупречным провенансом.