В Петербурге начался VI Всероссийский театральный фестиваль "Пять вечеров" имени драматурга Александра Володина, написавшего сценарии для многих до сих пор любимых зрителями кинофильмов. О программе фестиваля рассказывает его арт-директор Марина Дмитревская.
Володинский фестиваль ― всегда не просто фестиваль. Это воистину пять вечеров "С любимыми не расставайтесь". В этот раз, кстати, "С любимыми не расставайтесь" повторено, как заклинание, трижды ― спектаклей с таким названием целых три. Это уже само по себе говорит о любви, которую питают к Александру Володину по всей России. "Он был какой-то удивительный, словно его действительно заслали сюда свыше, а он все время стеснялся того, что должен делать что-то необыкновенное, и как будто все время говорил: "Извините, меня здесь нет, меня здесь нет...", ― пишет Алиса Фрейндлих в своих воспоминаниях о Володине. Вот и пьесы его ― о них как будто не так много слышно, но начинается фестиваль, и оказывается, что их ставят повсюду.
― В прошлом году это был фестиваль "Пяти вечеров" ― пьеса праздновала свой юбилей, ― говорит арт-директор Володинского фестиваля, главный редактор "Петербургского театрального журнала" Марина Дмитревская. ― Мы вручали премии первым исполнителям ― Зинаиде Шарко, Лилии Толмачевой, Станиславу Любшину, Людмиле Гурченко. А этот фестиваль собрался каким-то таким образом, что он называется "С любимыми не расставайтесь". И премию фестиваля "Пять вечеров" получат легендарная исполнительница роли Кати Лариса Малеванная и Эра Зиганшина. Надо сказать, что фестиваль как-то растормошил театральную Россию в плане постановки Володина. В этом году было прислано довольно много дисков. Я их отсматривала, летала в Омск ― смотрела вживую спектакль омского "Пятого театра", которым фестиваль будет открываться. Благодаря фестивалю
Теперь у нас конкурс Клав ― многие стремятся встать за прилавок, хотят как-то немножко обустроить буфет
― Фестиваль ― это не только спектакли. Это, прежде всего, атмосфера. А володинские вечера ею славятся. Как поживает ваша незабвенная буфетчица Клава с советскими ценами и бутербродами?
― Теперь у нас конкурс Клав ― многие стремятся встать за прилавок, хотят как-то немножко обустроить буфет.
― А что нужно, чтобы стать Клавой?
― Наверное, нужно ощущать специфику этого типажа, времени, погрузиться в стилистику ― прическа, костюм, ретро-платье… Наша нынешняя Клава озабочена тем, чтобы в ее буфете играла музыка, но это все такой антураж. Каждый день в 11 утра мы ― критики и приехавший театр ― будем собираться в редакции в подвале "Петербургского театрального журнала" и за чаем обсуждать спектакли. Не как это принято ― вот сидит труппа, а мы перед ней стоим; нет, это будут обсуждения за чаем. Театры не хотят, чтобы это превращалось в суровый разбор, и это будет такой круглый стол. С двух часов каждого дня будут идти первые читки пьес. Мы больше не проводим драматургический конкурс, мне кажется, это было непродуктивно. Но директор фестиваля Виктор Рыжаков настаивает на том, чтобы он был не только мемориальным, чтобы там курилось что-то живое. И он придумал форму: первые читки пьес. Совершенно новых, которых еще никто не знает, и обсуждение их. Будут читать свои пьесы петербургский драматург Ольга Погодина, екатеринбургский драматург Ярослава Пулинович, два драматурга из Тольятти Вадим Ливанов и Михаил Лурнинков и еще Павел Пришко из Минска.
10 февраля все участники "Пяти вечеров" сядут в автобус и поедут на могилу драматурга в Комарово ― сажать живые цветы в снег и поднимать не чокаясь водку в рюмках, на которых написана фраза Володина: "Не могу напиться с неприятными людьми".