Премия журнала “Звезда”


Марина Тимашева: В начале февраля в Петербурге прошла церемония вручения ежегодной литературной премии журнала “Звезда”. На церемонии была Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Премия “Звезды” вручается по нескольким традиционным номинациям: проза, поэзия, критика, публицистика, а также за лучший дебют в журнале. За прозу - цикл рассказов “Семинар в Финляндии” - премию получила Наталья Толстая.

Наталья Толстая: Я журналу “Звезда” не изменяла ни с кем, единственное, что несколько лет довелось пожить в Швеции. Хорошо мне было, ничего не скажу, но немножко скучно. Я решила: попишу-ка я рассказы, да на шведском языке. И там вышло довольно много моих рассказов и, скажу не таясь, получила, в результате этих титанических усилий, орден от шведского короля.

Татьяна Вольтская: С этим орденом - маленькой звездочкой - Наталья Толстая и пришла на торжество в редакцию “Звезды”. По словам Андрея Арьева, соредактора журнала “Звезда”, последние годы здесь традиция начинать каждый номер с ее маленького рассказа. Лауреатом в номинации критика стала Елена Невзглядова за эссе “Три поэта и мозаика жизни”.

Андрей Арьев: Она - прекрасный ученый-филолог, но вот в том, что она публикует в журнале “Звезда”, видна мысль поделиться так, как делятся между собой за столом, какими-то мыслями о литературе. Это жанр, вообще-то, казалось бы, легкий, но в нем очень мало успешных авторов. Но вот, думаю, что одним из таких образцов для самой Елены Невзглядовой был Георгий Адамович с его “Комментариями”. Вот такие комментарии, именно читательские комментарии, для нас очень ценны, потому что, в общем-то, мы должны вести диалог не с филологами, не с учеными, а с обычными, нормальными людьми. И когда выступает читатель, но читатель суперквалифицированный, для нас это особенно ценно.

Татьяна Вольтская: Вот что на это счет думает сама Елена Невзглядова.

Елена Невзглядова: На самом далее эссе, конечно, жанр очень трудный, потому что человек предоставлен сам себе, “на самого себя покинут он”. В рассказе сюжет худо-бедно должен существовать, когда статью пишешь, то материал везет, и, вообще, я бы не решилась, тем более, что такие действительно совершенно недосягаемые образцы как Георгий Адамович, Лидия Гинзбург писали в этом жанре. Но вот лежит на столе книга, которая волнует, и я ловлю себя на том, что левая рука листает страницы, а правая уже ищет ручку и бумагу. И вот таким образом возникают эти записки учителя. И, кроме того, этот жанр - лирический, он позволяет как-то не стесняясь любить литературу.


Татьяна Вольтская: Историк Игорь Архипов был отмечен за очерки “Патриотизм в период кризиса 1914-17 годов”, “М. В. Родзянко - второй человек “думской монархии” и “B.Д. Набоков: либерал и патриот” о Набокове-старшем. Игоря Архипова представляет соредактор журнала звезда историк Яков Гордин.

Яков Гордин: Игорь Леонидович занимается чрезвычайно актуальной проблематикой, а именно биографиями и личностями крупных государственных деятелей недавнего прошлого и кризисными ситуациями русской дореволюционный и революционной истории 20-го века.

Татьяна Вольтская: Премия за лучший дебют в “Звезде” присуждена Татьяне Дервис за цикл очерков “Рядом с большой историей”.

Яков Гордин: Татьяна Евгеньевна, вообще-то, астроном, математик и человек абсолютно точных наук. Она написала историю быта приблизительно с 40-х до 60-х-70-х годов. Вообще историю быта изучают историки, есть целое направление, но Татьяна Евгеньевна написала ее как длинную повесть о том, как мы жили, как мы ели, как мы одевались, как мы ездили, как мы учились. Я считаю, что это не только увлекательно, но и чрезвычайно полезно - это еще и источник. Таких источников вообще-то немного, но это не политическая история, не экономическая история, это - человеческая история.

Татьяна Вольтская: За лучший поэтический дебют премию получил поэт из города Владимира Дмитрий Кантов. Приехать он не смог, но прислал послание в стихах:

С поэзией у нас, - твердят, - беда,
она, мол, как источник, иссякает.
Но, нет, она как дух везде, куда
радушно человек ее впускает.
Пускает, например, в журнал “Звезда”

Наконец, была не церемонии и своего рода сенсация: известный эссеист, критик, лауреат многих премий Борис Парамонов получил премию “Звезды” за стихи.