Новый "Метрополис" на юбилейном Берлинале

Андрей Плахов

В пятницу стартовал 60-й Берлинский кинофестиваль. На открытии показана драма "Порознь вместе", которую поставил китайский режиссер Ван Куаньань. Об этом фильме и о начале фестиваля рассказывает кинокритик Андрей Плахов:

- Я бы сказал, что фильм "Порознь вместе" – это типичный фильм Берлинале, и совершенно не случайно именно он выбран для юбилейного фестиваля. В 1987 году здесь состоялось открытие нового китайского кино, когда фильм "Красный гаолян" Чжана Имоу получил "Золотого медведя". Потом здесь же состоялось кинематографическое примирение Китая и Тайваня, когда китайский и тайваньский фильм разделили главный приз. И уже сравнительно недавно, три года назад, Ван Куаньань, тот же режиссер, который на нынешнем Берлинале показывает фильм "Порознь вместе", получил "Золотого медведя" за картину "Свадьба Туи". И по сюжету эта картина очень берлинская, потому что она рассказывает о судьбах людей, разделенных стеной в переносном смысле - то есть, войной. В данном случае войной между Гоминданом и маоцзэдуновскими силами, из-за чего герой и героиня, любящие друг друга, оказываются разлучены на целых полвека. Они встречаются уже совсем в пожилом возрасте, когда бывший солдат гоминдановской армии приезжает в Китай для того, чтобы забрать свою подругу от ее мужа, с которым она прожила практически всю жизнь. Вот такая сентиментальная, добрая мелодрама с элементами комедии, потому что это решено, как ни странно, через тему… кулинарии. То есть, герои фактически в течение всего фильма сидят за столом, обсуждают свои проблемы, а заодно поглощают вкусную китайскую еду. Народная мудрость, которая может стать эпиграфом к этому фильму: пока человек ест, он живет.

- Берлинале отмечает свой юбилей – 60 лет. Устроители фестиваля вспоминают былые дни, достижения, давайте и мы расскажем об особенностях, идеологии и самых ярких моментах в истории этого фестиваля.

- Фестиваль возник в период "холодной войны", в самый ее разгар, в 1950 году, и первые полтора-два десятилетия его существование было очень затруднено тем, что Берлин фактически был оторван от всего мира, это был какой-то островок, на котором происходило очень много интересного. Например, туда не могли приглашать фильмы из Восточной Европы, из Советского Союза, а именно этого хотели устроители Берлинале, поскольку их идея была – создать именно открытость и проницаемость границ . Это всегда было слоганом и внутренним ориентиром Берлинского фестиваля.

Наконец, Берлинский фестиваль добился того, что и Советский Союз, и восточноевропейские страны стали принимать в нем
Берлинале прошел весь этот огромный, более чем полувековой путь вместе со всем мировым кинемографом, сохранив при этом свое лицо
участие. Потом были разные кризисные ситуации - например, все соцстраны уехали с Берлинского фестиваля, когда здесь показывали скандальный фильм "Охотник на оленей", который был воспринят как расистский. Фестиваль тогда чуть не был закрыт, но потом он возродился и пережил еще много интересных этапов. В свое время не фестивале побеждали фильмы французских режиссеров новой волны Клода Шаброля, Жан-Люка Годара, великого итальянского режиссера Микеланджело Антониони и знаменитого польского режиссера Романа Поланского, когда он только выехал на Запад. Его фильм "Отвращение" получил "Серебряного медведя", а через год его же фильм "Тупик" был награжден "Золотым медведем" Берлинале. И вот сейчас Роман Поланский снова окажется в Берлине - вероятно, не физически, а виртуально, через свой новый фильм "Писатель-призрак", который участвует в конкурсе, и это тоже симптоматично.

Берлинский фестиваль сделал очень много для российского кино, особенно перестроечного. Дважды здесь побеждали российские фильмы – "Восхождение" Ларисы Шепитько и "Тема" Глеба Панфилова. Потом интерес к России как кинематографической территории заметно упал, и на ее место пришли Китай, Иран, другие страны, где стало формироваться интересное кино, интересные национальные школы. Так что Берлинале прошел весь этот огромный, более чем полувековой путь вместе со всем мировым кинемографом, сохранив при этом свое лицо. Потому что, если говорить об отличиях от Каннского и Венецианского фестивалей, то надо сказать, что здесь, с одной стороны, политика несколько преобладает над искусством - это связано именно с особенностями возникновении Берлинского кинофестиваля, с его историей. А с другой стороны, здесь все-таки ценят искусство и различные экстремальные вещи. Здесь очень хорошая публика, фактически это событие для всего города, который ждет Берлинале, несмотря на суровую зиму этого года. Залы наверняка будут полны, а публика будет раскупать билеты своего любимого фестиваля.

- К юбилею подготовлена удивительная премьера – это полная версия "Метрополиса" Фрица Ланга.

- Совершенно верно, причем ее должны показать, насколько мне известно, в очень шикарном виде и в самой необычной атмосфере – фактически проецировать на Бранденбургские ворота. Там будет установлен какой-то специальный экран. И это действительно событие, которого ждут и берлинцы, и гости фестиваля.