ЕС: как поднять экономику Греции

Кирилл Кобрин: Придется ли Европе спасать Грецию, оказавшуюся на грани дефолта по государственным долгам? Они превысили общий объем национальной экономики, причем почти четверть общей суммы стране предстоит вернуть до конца нынешнего года.
На саммите Евросоюза 11 февраля его участники высказались в поддержку действий правительства Греции, а также заявили о готовности оказать ему финансовую помощь, однако конкретных мер пока не представили.
Финансовые проблемы Греции, а также назревающие - в Испании и Португалии, уже привели к падению курса евро к доллару на 10% всего за два месяца.
Тему продолжит мой коллега Сергей Сенинский...

Сергей Сенинский: ... У большинства стран Европы, даже наиболее крупных, сегодня и дефициты бюджетов значительно больше, чем обычно, и объемы государственного долга – под 80% ВВП. Ведь антикризисные меры принимали все правительства. В Греции объем накопленного госдолга составляет 113% ВВП.
Почему именно Греция внушает столь большие финансовые опасения всей евро-зоне, если ее доля в совокупном объеме экономик этих 16 стран – всего 2,7%? Из Франкфурта-на-Майне – главный экономист немецкого Commerzbanka Кристоф Вайль:

Кристоф Вайль: Да, если сравнивать со всей евро-зоной, то доля Греции незначительна. Но следует помнить, что задолженность правительства Греции уже превышает 250 миллиардов евро, и если вдруг оно окажется неплатежеспособным, то стране грозит мощный дефолт.
И последствия такого дефолта, как нам представляется, могут стать и для Греции, и для всей евро-зоны еще более разрушительными, чем, скажем, для американского или международных финансовых рынков банкротство в США инвестиционного банка Lehman Brothers осенью 2008 года. Этим-то и объясняются опасения Европейского союза...

Сергей Сенинский: Из Мюнхена – главный экономист итальянской международной банковской группы UniСredit Александр Кох:

Александр Кох: Так как доля Греции действительно мала, некоторые эксперты сомневаются, что ее финансовые проблемы могут оказать значительное влияние на экономику Евросоюза в целом.
Их опасения сводятся, скорее, к тому, что неплатежеспособность Греции может потянуть за собой и другие финансово слабые страны Европы – например, Испанию и Португалию. И тогда может пострадать уже вся европейская банковская система. В первую очередь - французские и немецкие банки.

Сергей Сенинский: Греция до конца этого года – в счет обслуживания своего текущего государственного долга - должна выплатить 55 миллиардов евро, из которых почти половину – уже до конца мая. 55 миллиардов евро – это более 20% общего объема греческой экономики. При этом денег у правительства – нет, дефицит бюджета – почти 13%!!!
По вашим оценкам, может ли Греция надеяться на новые заимствования у частных инвесторов (еще - на приемлемых для себя условиях, то есть под умеренно высокие проценты) или такую помощь она может получить разве что от правительств других стран Европы? Кристоф Вайль, Commerzbank, Франкфурт:

Кристоф Вайль: На данный момент ситуация еще не столь плоха. И правительство Греции может привлечь новые деньги частных инвесторов, хотя и под большие проценты. Пока таких инвесторов еще достаточно – совсем недавно Греция продала гособлигаций на 5 миллиардов евро.
В крайнем случае правительства других стран ЕС могут оказать помощь Греции – например, кредитами или своими гарантиями по ним.
Но если правительству Греции удастся сбалансировать бюджет (за счет жестких и потому – болезненных мер экономии), то стране удастся сохранить доверие своих партнеров и, что немаловажно, не оказаться в "черном" списке международных рейтинговых агентств...

Сергей Сенинский: В законодательстве Европейского союза, с одной стороны, есть положение о том, что ответственность по долгам отдельной страны – исключительно ее собственное дело, а с другой стороны, положение о том, что одни страны ЕС могут оказывать финансовую помощь другим странам ЕС, если финансовая ситуация в последних грозит "выйти из-под контроля"...

Кристоф Вайль: Верно. По законодательству Евросоюза, одни страны не отвечают по долгам других. Нельзя, скажем, предъявить претензии Германии из-за проблем Греции. Но при этом Германия имеет право добровольно помочь партнеру по евро-зоне. Это - не запрещено и, на мой взгляд, так оно и произойдет в итоге.
Во всяком случае, Европейский союз использует все интерпретации Маастрихского или, как теперь его называют, Лиссабонского соглашения, чтобы помочь Греции преодолеть трудную ситуацию.

Александр Кох: С точки зрения законодательства, возможно и то, и другое. В принципе Евросоюз может всерьез вмешаться в проблемы Греции и оказать ей масштабную финансовую помощь. Правда, это шло бы вразрез и с самой философией евро-зоны, и с положениями стабилизационного пакту ЕС, по которому каждая страна сама отвечает по своим долгам.
Конечно, лучше, если бы Греция обошлась без финансовой помощи ЕС и тем более – Международного валютного фонда. Ведь кредиты МВФ предоставляются на весьма жестких условиях. К тому же никто в Европе не хотел бы создавать прецедент – ведь такие "спасательные" меры всегда чреваты тем, что быстро найдутся подражатели - среди других стран ЕС, с относительно слабыми финансовыми системами.

Сергей Сенинский: Речь, прежде всего, идет о таких странах как Испания и Португалия, где назревают финансовые проблемы, подобные нынешним в Греции. Однако если на долю Греции и Португалии, вместе взятых, приходится менее 5% ВВП евро-зоны, то доля Испании – почти 12%...
Общий объем государственного долга Испании сегодня – почти в 1,5 раза меньше среднего по евро-зоне: ~ 54% ВВП страны. Но при этом дефицит бюджета – 11,5%, выше в евро-зоне – только у Греции.
Но еще 3-4 года назад госбюджет Испании был вполне сбалансирован. За счет чего он столь резко увеличился в короткие сроки? Можно ли говорить о том, что главная причина – антикризисные меры властей в 2008-2009 годах? Из Испании – профессор экономики Мадридского университета Хосе Игнасио Мартинес:

Хосе Игнасио Мартинес: Речь идет о чрезмерных тратах государства. Причем не только в рамках антикризисных мер. На спасение ряда банков от банкротства ушли миллиарды. Но если другие страны, в ожидании падения доходов на фоне кризиса, сокращают расходы государства, то мы, в Испании, их, наоборот, увеличиваем.
Например, уже после начала кризиса правительство стало выплачивать довольно крупные дотации семьям в случае рождения ребенка, а также - безвозмездные субсидии молодым семьям на аренду квартир. Одновременно власти значительно увеличили выплаты регионам на содержание управленческого аппарата, отправили десятки тысяч госслужащих на досрочную пенсию с полной выплатой зарплаты, чтобы заменить их более молодыми кадрами.
Ну, а когда кризис был уже в полном разгаре, власти выделили миллиарды на "социальные" работы, чтобы как-то занять безработных. Речь шла, в основном, о повсеместной переасфальтировке дорог, многие из которых были еще в прекрасном состоянии. Кроме того, сейчас огромные средства уходят на выплаты пособий безработным, а их в стране - уже почти 20%. Воистину говорят, что экономить – не в национальном характере испанцев!..

Сергей Сенинский: С чем, как вам лично представляется, связаны сегодня опасения и других стран Европы, и частных инвесторов относительно Испании?

Хосе Игнасио Мартинес: Все дело, на мой взгляд, в отсутствии доверия к Испании. А доверия нет, потому что в стране не принимаются реальные антикризисные меры. Иначе инвесторы относились бы к нам с большим доверием.
Но, думаю, такое недоверие отчасти объясняется и незнанием специфики испанской экономики. Она всецело зависит от положения дел в ведущих европейских странах. Поэтому мне лично не кажется, что положение в испанской экономике столь уж катастрофично.
Оно изменится через пару-тройку лет, когда восстановится экономический рост, например, в Германии и Франции. Они снова будут покупать продукцию испанских компаний - в первую очередь, автомобили. Вновь в страну хлынет поток туристов из этих стран – для отдыха на испанских курортах. Так уже бывало неоднократно. Так что испанская экономика - восстановится, хотя и позже других в Европе...

Сергей Сенинский: С чем, на фоне ситуации в Греции, связаны опасения других стран Европы относительно Испании или Португалии? Вопрос – экспертам двух крупных европейских банков.
С тем, что при большом дефиците госбюджета правительству любой страны придется делать все новые заимствования, чтобы обслуживать старые долги? При этом общий объем госдолга будет быстро нарастать, так получать новые деньги будет все труднее... Из Франкфурта – главный экономист Commerzbank Кристоф Вайль:

Кристоф Вайль: По нашим оценкам, после Греции в наиболее трудном положении среди стран ЕС находится именно Испания. Причиной стал крах местного рынка недвижимости – возникший на нем в последние годы "пузырь", по отношению к общему объему экономики страны, оказался большим, чем даже в США. В итоге в Испании продолжается рецессия.
И ее отрицательное воздействие на экономику лишь усиливает задолженность государства, пусть пока и не столь высокая. В таких условиях государство просто вынужденно экономить, а это усугубляет положение в стране еще больше. Поэтому опасения, что Испания может оказаться в ситуации, схожей с греческой, вполне обоснованы...

Сергей Сенинский: Из Мюнхена – главный экономист банка UniCredit Александр Кох:

Александр Кох: В данный момент Испанию, конечно, никак еще нельзя сравнивать с Грецией. Но это - лишь вопрос времени, ибо налицо все признаки того, что финансовая ситуация в Испании ухудшается с каждым днем. Это касается и обслуживания государственного долга, и дефицита бюджета, и стремительно растущей безработицы и, главным образом, рынка недвижимости. А дальнейшие перспективы испанской экономики пока - отнюдь не радужны. Все это и вызывает озабоченность Евросоюза...

Сергей Сенинский: На саммите стран Европейского союза, состоявшемся в четверг, 11 февраля, его участники выразили поддержку усилиям правительства Греции по сокращению госрасходов. Они включают, в частности, планы замораживания зарплат в государственном секторе, а также повышения пенсионного возраста в стране, и уже привели к масштабным акциям протеста.
Однако европейские лидеры, заявив на саммите о готовности предоставить Греции финансовую помощь, не представили пока никаких конкретных мер, предложив своим министрам финансов оценить их варианты и целесообразность. Первые результаты будут представлены в марте.
На разочарованных таким исходом саммита финансовых рынках курс евро вновь снизился. Сама Греция официально за финансовой помощью к Евросоюзу пока не обращалась...