Датских дворян "зафрендили" через Facebook

Венценосным особам в Дании ничто человеческое не чуждо. Королева Маргрете и ее муж принц Хенрик

Пользователям социальной сети Facebook удалось установить точное число датчан дворянского происхождения. Вместо официальных 5 тысяч титулованных особ их оказалось более 7,5 тысячи. Теперь Институт истории и обществоведения при университете Южной Дании озабочен тем, нет ли среди них самозванцев.

Институт дворянства в датской монархии представлен 188-ю аристократическими фамилиями. История дворянства в Дании, считают исследователи, уходит корнями в эпоху викингов.

- Насколько можно судить по преданиям и сагам, до Х века датчане представляли собой группу почти независимых друг от друга племен, жизнь которых регулировалась законами родового быта, - рассказывает датский историк Анне Педерсен. - Однако именно к этому времени относится появление, как сейчас сказали бы, магнатов - стюресманов, чей статус наследовался по мужской линии. Ниже их по рангу были хирдманы - так назывались в эпоху викингов члены боевой дружины - хирда, давшие королю клятву верности и во всем повиновавшиеся своему предводителю. Двумя веками позже, во времена правления короля Вальдемара, эти два сословия сливаются вместе, расширяя таким образом круг знати. В датском обществе возникает новый класс херреманов - "королевских людей", обязующихся оказывать военные услуги монарху в обмен на освобождение от налогов и право покупать и занимать столько земли, "сколько им под силу". Такая привилегия, положила начало созданию крупной земельной собственности, а сами херреманы стали именоваться "дворянством".
В списке обладателей древних фамилий можно встретить автомеханика из рода баронов Мезенбург и ландсграфа Бендта Тидо Ганнибала Веделя, миллиардера и крупного землевладельца


В эпоху Средневековья датское дворянство окончательно закрепляет за собой статус элитного сословия феодального общества. Однако могущество датской аристократии, со временем истощившей страну, в итоге приводит дворянство к кризису во времена правления короля Кристиана IV. Датская знать, считавшаяся ранее самым привилегированным в Европе сословием, теряет свои позиции одну за другой – дворянам ограничен доступ к государственным должностям, им вменено в обязанность платить налоги. Результаты нововведений сказались очень скоро - уже к началу XVIII века большинство дворянских поместий переходит в руки новых владельцев.

Принятие Данией конституции в 1849 году отменило все привилегии дворянства, а в 1919 году напуганные европейскими революциями датские власти раздают крестьянам земельные наделы, конфискуя для этого часть старинных родовых имений. Казалось бы, в истории датского дворянства можно ставить точку. Однако упразднены были лишь привилегии, но не само сословие - и фамилии знатных датских родов, таких как Алефельдт-Лаурвиген, Билле-Брахе, Розенкранц или Шальк, звучат сегодня не менее внушительно, чем имена их предков сотни лет назад.

- Датская аристократия никуда не исчезла – просто она стала менее заметна, - продолжает Анне Педерсен. - Мы видим этих людей, увешанных орденами и аксельбантами, во время торжественных приемов в королевском дворце Амалиенборг или на страницах светской хроники. Однако в жизни у них все складывается по-разному. К примеру, потомок древнего рода баронов Мезенбург работает автомехаником в маленькой мастерской. А другой аристократ, ландсграф Бендт Тидо Ганнибал Ведель - обладатель миллиардного состояния, владеющий двумя замками и десятками тысяч гектаров пахотных земель и лесов, что делает его крупнейшим датским землевладельцем. Впрочем, благородное происхождение не защищает от неудач в бизнесе, что подтверждает судьба графа Рабен-Леветзау, которому пришлось расстаться с родовым поместьем Ольхольм и другой крупной недвижимостью, которой семейство владело на протяжении 270 лет.

Сегодня датское дворянство представлено членами 188 семейств, примерно половина из которых проживает за пределами Дании. Несмотря на то, что прошло уже более пяти веков со времен расцвета датской аристократии, ореол причастности к "избранным" со временем не тускнеет. Более того, историки университета Южной Дании, собиравшие сведения о потомках датских дворян, эмигрировавших на рубеже XIX –XX веков в страны Северной и Южной Америки, пришли к выводу, что число датчан благородного происхождения значительно превышает официальные данные.

- С помощью социальной сети Facebook мы вышли на контакт со множеством потомков знатных родов и вынуждены пересмотреть оценку численности датского дворянства. До сих пор считалось, что в мире около 5 тысяч датчан благородного происхождения. Однако, по нашим сведениям, их число превышает 7 500 человек, - говорит профессор Ларс Бисгорд из Института истории и обществоведения при университете Южной Дании.

В качестве инструмента для поисков ученые использовали также регулярно обновляемый справочник "Календарь датского дворянства", первый выпуск которого увидел свет в 1884 году.