Допинг? Дело обычное

Эта дорога ведет в центр допинг-контроля

Появление сборной России на XXI зимних Олимпийских играх в Ванкувере уже отмечено первым допинговым скандалом. За нарушение антидопинговых правил 11 февраля, за день до официального открытия Игр, выговор от Международного олимпийского комитета получила игрок женской сборной по хоккею Светлана Терентьева. Проба спортсменки дала положительный результат на тауминогептан -препарат, запрещенный для употребления в соревновательный период. Министр спорта и туризма России Виталий Мутко заявил, что была допущена ошибка со стороны чиновников.

12 февраля в шесть часов вечера в канадском Ванкувере (в пять утра субботы по московскому времени) начнется торжественная церемония открытия XXI зимних Олимпийских игр. Предполагается, что за трансляцией будет наблюдать три миллиарда человек. На центральном стадионе игр, арене "Би-Си Плейс", шоу посмотрят 60 тысяч зрителей. Только открытие обошлось организаторам в 40 миллионов долларов. Российских спортсменов отправляли в Канаду с почестями, благословил атлетов патриарх Всея Руси Кирилл, напутствовали их президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин.

Никаких допинговых скандалов, традиционных для российских спортсменов на всех возможных олимпиадах - и летних и зимних, не будет, заверяли россиян чиновники от спорта. Однако в конце января от участия в играх была отстранена бронзовый призер Олимпиады 2006 года Алена Сидько. Ее уличили в употреблении запрещенного рекомбинантного эритропоэтина и дисквалифицировали на два года.

Второй случай употребления запрещенных препаратов стал известен журналистам в пятницу. Дисциплинарная комиссия Международного олимпийского комитета признала хоккеистку Светлану Терентьеву виновной в нарушении антидопинговых правил. Рассказывает спортивный обозреватель радио Свобода Алексей Кузнецов:
Если бы Светлана Терентьева была лыжницей или биатлонисткой, то российская сборная получила бы первую дисквалификацию

- Некоторое время было даже неизвестно, откуда пришла информация о том, что в допинг-пробе Светланы Терентьевой был обнаружен запрещенный препарат. Пресса употребляла нейтральные формулировки - "был обнаружен", "стало известно". Наконец, стало понятно, что препарат был обнаружен в результате официальной допинг-пробы, которую, таким образом, россиянка формально не прошла. Но есть тонкость: слово "запрещенный" применительно к этому препарату, может быть, слишком жесткое. Есть такая формулировка "не декларированный" – так будет точнее (а это просто капли в нос при простуде).

Уже принятое официальное решение я бы назвал весьма мягким: Международный олимпийский комитет объявил Светлане Терентьевой выговор за нарушение антидопинговых правил. Этот препарат запрещен к применению лишь в соревновательный период, и именно на этом основании было принято такое решение. Светлана Терентьева объявила, что она закончила прием препарата 3 февраля, за неделю до соревнований. Она вполне лояльно отнеслась ко всем допинг-пробам и была готова к сотрудничеству, как сказано в специальном заявлении МОК, и поэтому она получила всего лишь выговор. Строго говоря, по формальной процедуре после любого такого результата анализа мгновенно был бы очень жесткий вердикт, спортсменку могли сразу же отправить с Игр домой и дисквалифицировать. Но причина мягкого решения, я думаю, связана с тем, что, во-первых, спортсменка пошла на контакт охотно и открыто и сотрудничала со службами МОК, а во-вторых, все-таки хоккей - это не тот вид спорта, где допинг настолько принципиален. Я думаю, что если бы Светлана Терентьева была лыжницей или биатлонисткой, то российская сборная получила бы первую дисквалификацию.

Министр спорта и туризма России Виталий Мутко мгновенно отреагировал на очередной допинг-скандал. Во всем виноваты спортивные чиновники, заявил он. "Мы провинились, и я не считаю правильным говорить о каком-то дипломатическом успехе. В данном случае мы были однозначно не правы. Но сумели подготовить верные аргументы, правильно себя вели, и все это предопределило решение не налагать на спортсменку дисквалификацию, - сказал руководитель министерства спорта. - Выводы будут сделаны, но нельзя на мелочах, на глупостях, попадаться и создавать проблемы на пустом месте".

Бывший руководитель антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России Николай Дурманов считает, что последнюю допинговую историю слишком раздули средства массовой информации:

- Со Светланой Терентьевой никакого скандала нет, это обычный технический эпизод. Если бы были какие-то проблемы, то, поверьте мне, ее бы так легко не отпустили. И будем надеяться, что и дальше у хоккеистов и хоккеисток не будет никаких проблем. Этот эпизод привлек внимание, потому что вообще вокруг нашей сборной сложилась не очень хорошая аура. Это связано с тем, что за последнее время несколько наших ведущих спортсменов - лыжников, биатлонистов - попались на одном и том же допинге. Автоматически это дело так просто не может пройти, поэтому народ присматривается более пристально. Ну, а журналисты, за неимением более "горячих" тем, начинают это дело подогревать.
Чтобы значимые концентрации этого препарата попали в организм, нужно купить штук сто упаковок и пшикать в нос двое суток подряд


- Какова сейчас, по вашим данным, обстановка в олимпийской сборной, не боятся ли постоянных допинговых проверок спортсмены?

- Как-то степень душевной тонкости и деликатной нервной организации спортсменов традиционно преувеличивается. Все-таки профессиональные спортсмены - это люди, по определению имеющие очень крепкие нервы, и я думаю, что меньше всего они думают сейчас о каких-то допинговых проблемах, они просто готовятся к старту. Мой опыт говорит, что больше нервничают болельщики, чем сами спортсмены. А особенно - журналисты. Журналистов можно понять - им нужны информационные поводы. А, к сожалению, в нашей спортивной журналистике, в отличие от европейской или, например, североамериканской, тема допинга вызывает сразу какой-то приступ неуправляемой паранойи, какая-то цепная реакция идет от издания к изданию. Хотя, если посмотреть на это дело более хладнокровно - да не сильно у нас ситуация отличается от других стран, в среднем по больнице температура нормальная.

- Министр спорта и туризма Виталий Мутко считает, что в случае с игроком женской сборной России Светланой Терентьевой была допущена ошибка со стороны спортивных чиновников. Вы согласны с этим?

- Если бы не было такой, несколько параноидальной атмосферы, такой технический эпизод просто бы никто не заметил. Подумаешь - два пшика в нос от насморка! Поэтому, мне кажется, преждевременно назначать виновных и крайних. Ей богу, это рабочий элемент, который случается.

- Что это за препарат? На самом деле настолько это все незначительно?

- Препарат на самом деле запрещен, и он в явном виде фигурирует в списке. Но для того, чтобы значимые концентрации этого препарата попали в организм, нужно купить штук сто упаковок и пшикать в нос двое суток подряд. Поэтому невиновность спортсменки была настолько очевидной, что с этим вопросом разобрались мгновенно.

По мнению заслуженного врача России, главного спортивного врача Подмосковья Валентина Санинского, который сопровождал российских спортсменов на шести Олимпиадах, накал ситуации вокруг допинга только мешает атлетам. Стоило бы сегодня больше внимания уделить медицинскому обслуживанию на Олимпийских играх:

- На нынешней Олимпиаде в нашей команде какой-то ступор, поскольку разогнали спортивную медицину. Министерство спорта решило, что лучше спортивную медицину в своей области не иметь, чтобы меньше нести ответственности за допинг. С 1950 года, когда наша спортивная медицина стала развиваться, мы уже дважды уходили от Министерства спорта или от Госкомспорта, как раньше называлось наше главное спортивное учреждение, а потом возвращались. Отдали в Минздрав врачей, отдали массажистов. А как могут две разные системы руководить спортом?