"Вернем мозги в Россию!"

Хор физиков Троицкого научного центра

В Москве в центре Мейерхольда фонд Дмитрия Зимина "Династия" награждал победителей третьего всероссийского конкурса "Научный музей в XXI веке". Церемония проходила под девизом: "Видя, как преодолевается хаос в природе, преодолей хаос в себе", а завершилась она выносом плаката "Вернем мозги в Россию!"

"Видя, как преодолевается хаос в природе, преодолей хаос в себе". Эта ода фундаментальной науке в исполнении хора физиков Троицкого научного центра звучала во время церемонии награждения несколько раз. Фундаментальная наука и была главным действующим лицом разыгранной пьесы. А точнее - научно-популярной оперы. Так сами организаторы конкурса назвали свой спектакль. Зачем нужно было изобретать новый жанр, рассказывает куратор проекта, заместитель исполнительного директора фонда "Династия" Роза Хацкилевич:

- Каждый год мы придумываем театрализованную церемонию награждения. Нам очень скучно делать это как обычно: вызываем человека, он говорит скучные речи, мы дарим ему подарок… Поскольку завершение работы - это праздник, нам всегда хочется порадовать и лауреатов, и зрителей, и себя. Очень тронуло, что хор физиков согласился петь смешные оды, которые для них были написаны. Дело в том, один из самых успешных наших проектов - это Физическая кунсткамера в Троицком доме ученых. Но Троицк - маленький город, и руководитель этого проекта поет в хоре физиков, и муж тоже поет в хоре физиков, и они, естественно, с радостью согласились нам помочь.

Так и получилось - празднично, нескучно и познавательно. Художницы Глюкля и Цапля, разряженные в дамские платья XVIII века, общались с публикой томными голосами. Они же придумали костюмы детям, в которых те выбегали награждать победителей. "Мобильный телефон", "Крот", "Звездочет" и даже "Самоорганизующаяся система" выползла, чтобы вручить награду двенадцати победителям - тем, кто умудряется донести самые сложные научные идеи до каждого входящего в музей. Например, астрономия теперь исключена из обязательного курса средней школы. А в городе Глазове в Удмуртии придумали, как поместить модели огромных небесных тел в небольшие емкости. Чтобы "Чемоданчик со Вселенной" удобно было довезти до самых далеких сел, а вместе с ним и знания по астрономии.

Говорит заведующий отделом астрономии Глазовского краеведческого музея Павел Вершинин:
С астрономией произошел своего рода парадокс: предмет исключили, а востребованность знаний в курсе средней школы осталась

- С астрономией произошел своего рода парадокс: предмет исключили, а востребованность знаний в курсе средней школы осталась. Потому что эти сведения есть в многочисленных курсах по природе в начальной школе: "Мир человека", "Окружающий мир", "Окружающая среда" - везде там есть эти астрономические сведения. Среднее звено - это курс природоведения, старшее звено - это курсы географии, физики. Получается, что сами учителя практически остались без информации на эту тему. И вот мы как раз постарались занять эту нишу, чтобы, во-первых, облегчить учителям задачу и, разумеется, самим учащихся в какой-то необычной форме дать эти знания. Мы были в нескольких заведениях, которые работают с детьми, оставшимися без попечения родителей. И у нас в городе Реабилитационный центр, который со всей Республики Удмуртия собирает детей. Так вот у этих детей гигантский интерес ко всему этому. Скажем, есть у нас сельский дом-интернат, куда мы выезжаем. То есть, и мы можем выехать с нашим "Чемоданчиком" (на самом деле это несколько коробок), и у детей есть возможность прийти к нам в музей.

Иное дело - почвоведы. В отличие от астрономов, они обычно смотрят под ноги. Поэтому, как рассказал директор санкт-петербургского музея почвоведения Борис Апарин, в своей экспозиции он реализовал мечту юности – дать возможность людям пройти под землей маршрутами крота и червя. Но что может увидеть человек, глядя на мир глазами крота?

- Мы говорим не "глазами крота", а "ходом крота", это немножко разные вещи. Потому что крот думает только, кого бы сожрать. Такова жизнь в природе - надо поесть. Мы же показываем как бы изнутри почвы, как бы ходом крота идем и видим, что подземный мир почвы чрезвычайно разнообразен, это как многоквартирный дом, причем это не коммунальные квартиры, а там каждый пристроен. Хотя, честно говоря, там драматические истории развиваются сплошь и рядом, потому что один пожирает другого, один убегает от другого. Там и любовь, там и рождение. Уникальный мир живой почвы, который мы и ставили задачей этой экспозицией показать и почувствовать, что есть мир невидимый для нас. Но мы же связаны незримыми нитями полностью с этим миром. Чем больше мы изменяем почву, тем больше нарушаем.
Сегодня деградация почвы в мире достигла угрожающих масштабов, ученые признают, что это колоссальная проблема

Сегодня это игнорируется или остается в тени. Хотя корень многих проблем - глобального изменения климата, продовольственной проблемы, качества воздуха, качества воды - лежит в почве. Это живая система, которая перерабатывает поступающие в нее вещества, то есть является своего рода санитаром. Если почва здоровая, мир будет здоров, а от больной почвы ничего хорошего ждать нельзя. Сегодня деградация почвы в мире достигла угрожающих масштабов, ученые признают, что это колоссальная проблема. Вот для этого нам нужны такие экспозиции, где мы бы с пеленок воспитывали наше экологическое мышление. Чтобы человек, став начальником, президентом, понимал: беречь надо землю.

В программке церемонии, было написано: "Вольтер, Дидро, Руссо, и другие мыслители (присутствуют незримо)". Подтверждаю - присутствовали. Еще одним элементом, который использовали создатели научно-популярной оперы, оказался жанр диалога – классический жанр эпохи Просвещения. Диалоги вели не только люди на сцене, но и говорящие костюмы. Они висели прямо надо головами зрителей. "Красное платье в горошек" - любит глянцевые журналы с гороскопами, отдых в Анталии и прочие нехитрые радости. "Черный прагматичный строгий костюм" утверждает, что от фундаментальной науки нет быстрой пользы - поэтому она не нужна. Еще несколько "Цветных халатиков" предпочитают решать житейские вопросы с помощью экстрасенсов, а проблемы со здоровьем путем уринотерапии – или попросту запивать мочой. Им возражало "Белое платье" – символ разума. Так перед просмотром видеоролика об экспозиции "Сибирские скифы как тема для точных наук" Платье в горошек спросило: "А что–нибудь о пластической хирургии там есть?" В этот раз не было. Был рассказ о том, как химики, ботаники и геофизики вместе изучают памятники Пазарыкской культуры IV-III века до нашей эры.

В другом диалоге на вопрос ведущих Глюкли и Цапли "как преодолеть хаос в себе", один из победителей конкурса, автор экспозиции "Самоорганизующиеся системы" из Петрозаводска Алексей Шлыков ответил: "Надо книги читать и информацию получать. Информация снижает энтропию, хаос уменьшается". И вновь в честь него звучала ода фундаментальной науке: "Видя, как преодолевает хаос в природе, преодолей хаос в себе".

Завершалось театральное действо выносом плаката "Вернем мозги в Россию!" А в это время сверху из-под потолка на веревочках спускались огромные муляжи мозгов.... И это был тот случай, когда хотелось, чтобы метафора немедленно воплотилась в реальность.