Был, как Путин

Дзержинск, город дешевого муниципального имущества.

9 февраля суд города Дзержинска Нижегородской области прекратил дело о защите чести, достоинства и деловой репутации мэра города Виктора Портнова к председателю антикоррупционной комиссии думы Дзержинска Валерию Фадееву. Поводом для подачи иска послужило зачитанное Фадеевым в городской думе обращение жителей города, где говорилось, что муниципальное имущество в особо крупных размерах продается за бесценок. Дело закрыто по ходатайству самого Виктора Портнова, внезапно не пожелавшего защищать свою честь, достоинство и деловую репутацию.

Радио Свобода попросило Валерия Фадеева прокомментировать ситуацию.

- Почему вы пошли на конфронтацию с городской администрацией?

- Три месяца назад ко мне обратилась инициативная группа жителей с обращением, где шла речь об уголовном деле по факту мошенничества при продаже объектов муниципальной собственности, находящихся в хозяйственном ведении МУП "Аэлита". В сентябре 2009 года объекты недвижимости, оцененные независимым экспертом в 116 млн. 774 тысячи рублей, были проданы ООО "Коралл-Строй" и индивидуальному предпринимателю Епанешникову С.В. по цене 6 млн. рублей. В ходе прокурорской проверки выяснилось, что фирма, которая приобрела 12 объектов недвижимости муниципального транспортного предприятия "Аэлита", на 50% принадлежит пенсионерке Нине Ворониной, матери зятя дзержинского мэра Павла Воронина. Зять мэра, кстати, тоже является депутатом городской думы и членом местного политсовета "Единой России". Я не мог оставить данное обращение без внимания, потому что речь шла о нанесении ущерба интересам города в особо крупном размере – более 100 миллионов рублей. Это обращение я и зачитал на заседании городской думы, где просил депутатов дать этому факту оценку, в том числе и относительно участия в этой сделке мэра города.

- В чем опасность этой сделки?

- Пострадали интересы города. Мы на каждом заседании городской думы изыскиваем дополнительные доходы для пополнения городского бюджета, а тут мы недополучили сумму размером более 100 миллионов рублей. Это очень серьезные деньги для любого бюджета – тем более, для нашего города.

- Какова была реакция администрации города на ваше публичное выступление?

- Конечно, обращение мэру не понравилось, и он выступил с комментариями, которые носили очень эмоциональный характер. Хотя он не утверждал, что все вышеизложенное – неправда, а только говорил, что оглашенные публично сведения задевают его честь, достоинство и деловую репутацию. После чего подал на меня в суд, требуя взыскать 100 тысяч рублей за причинение морального вреда. Всего состоялось пять судебных заседаний, ни одно из которых глава города не посетил. Только на первом заседании присутствовал работник юридического управления администрации города, который даже не являлся представителем мэра. На пятом заседании судья зачитала ходатайство, в котором мэр отзывал свои исковые требования. То есть, косвенно подтвердил, что оглашенная мной информация соответствует действительности.

- Вы являетесь председателем антикоррупционной комиссии думы Дзержинска. Как долго существует комиссия и как долго вы являетесь ее председателем?

- Комиссия существует около трех лет. Главная задача комиссии – проверка на коррупционность правовых актов городской администрации. Первым ее председателем был другой депутат, который в итоге пострадал за отстаивание своей позиции перед администрацией города – его кандидатура была отозвана примерно год назад.

- 9 февраля вы были исключены из фракции "Единая Россия" думы Дзержинска. Вы входили во фракцию, но не являлись членом партии. Это и послужило причиной исключения?

- Никаких мотивов моего исключения из фракции оглашено не было. У меня нет ни одного замечания или предупреждения как у члена фракции. Но ко мне применяют крайнюю меру – исключение из фракции. Я связываю это решение с моей позицией по факту приватизации муниципального имущества, о котором я говорил выше. Я не был членом партии, но входил во фракцию три с половиной года. Точно так же, как премьер – министр Владимир Путин не является членом партии, однако является ее лидером. Я поддерживаю политику партии в целом, но, к сожалению, на местном уровне, как мне кажется, эту политику зачастую видят неправильно, а, возможно, даже сознательно искажают.

- Как известно, администрация Дзержинска пытается провести изменения в устав города, изменив порядок избрания главы города и отменив прямые выборы мэра. Почему вы против отмены всенародных выборов мэра города?

- Власть легитимна только тогда, когда опирается на широкие слои населения. Если случается обратное, то рано или поздно такая власть рушится. Новая модель избрания главы города из числа депутатов не поддерживается большинством населения города. Это подтверждают социологические опросы. Так, по данным фонда "Открытая социология", более 80 процентов дзержинцев выступают за сохранение всенародных выборов.

- Кто хочет отменить прямые выборы в Дзержинске – местная исполнительная власть, региональные власти или это желание федерального центра?

- В последнее время в наш город несколько раз приезжал губернатор Валерий Павлинович Шанцев. На встречах с депутатами речь шла о вариантах избрания мэра города и, насколько мне известно, губернатор убеждал депутатов голосовать за отмену прямых выборов главы города. В то же время региональный политсовет "Единой России" отказался от каких-либо рекомендаций по данному вопросу. Нам было сказано, что каждый депутат должен решать для себя сам, как ему голосовать по вопросу внесения изменений в городской устав.