Министры, президенты и кассиры

Белая Олимпиада в Ванкувере остается главной темой на страницах российской прессы. Однако о другие виды спорта тоже не забыты – в частности, "всепогодные" шахматы, где назревает очередной конфликт.

До конца февраля будет не оторваться от телевизора и компьютера – пишет Борис Вишневский на сайте "Грани Ру" в статье " На ванкуверность народу". Но пока российские болельщики предвкушают праздник под традиционным олимпийским девизом "О спорт, ты - мир!", российские чиновники, включая самых высших, готовятся не к миру, а к войне. И провожают не на праздник спорта, а на бой – не последний, но решительный (слава богу, не смертный).

Судите сами: спортивный министр Виталий Мутко грозит карами руководителям "видовых" федераций, если их подопечные плохо постоят за честь страны. Патриарх Кирилл, словно новый Сергий Радонежский, напутствующий князя Дмитрия на поле Куликово, провожает сборную в Ванкувер из храма Христа Спасителя – окропляя олимпийцев (независимо от вероисповедания или отсутствия такового) святой водой, раздавая им иконы и напоминая о героях Отечественной войны 1812 года. После чего служит торжественный молебен – видимо, как ядовито пошутил журналист Михаил Шевелев, об изгнании следов допинга из анализов мочи. Наконец, президент Дмитрий Медведев обещает олимпийцам политическую поддержку, инструктируя спортивных начальников – Мутко и главу ОКР Леонида Тягачева: мол, "если будут возникать текущие проблемы, докладывайте, если потребуется, будем решать и на политическом уровне, потому что спорт – это не только спорт, но и политика".

О чем вы, Дмитрий Анатольевич, законник вы наш и пропагандист правового государства? Почитайте Олимпийскую хартию, где записано: "Олимпийские игры - это соревнования не стран, а спортсменов в индивидуальных или командных видах спорта". Потому и нет на Олимпиадах никакого официального "общекомандного зачета", а есть только неофициальный, которым любят жонглировать отечественные спортивные СМИ, традиционно добавляя к российским медалям советские и используя (в зависимости от ситуации) то число золотых наград, то общее количество медалей, чтобы доказать, что мы самые лучшие, самые сильные, самые быстрые. А если и проигрываем, то лишь потому, что "кому-то не нравятся наши победы", что "кого-то очень раздражают наши успехи", что существует "судейский заговор против России" и что весь мир нас ненавидит и поэтому нас засуживают, притесняют и облыжно обвиняют в допинге...
Нам непрерывно объясняют по ящику, что "кому-то", мол, на Западе "не нравится сильная Россия" и этот "кто-то" постоянно пакостит нашей перманентно встающей с колен державе, разрушает нашу государственность и финансирует "несогласных"

Для начала - не "наши победы", а победы наших спортсменов: на Олимпиаде, как уже сказано, состязаются люди, а не страны. И российским олимпийцам противостоят другие олимпийцы, а не солдаты воюющих с Россией государств (хотя, судя по лексике некоторых спортивных чиновников и комментаторов, в этом начинаешь сомневаться). Это во-первых. А во-вторых, победа любого спортсмена, конечно, "не нравится" его конкурентам, которые сами хотели победить, – но что, собственно, в этом плохого? Как будто российские спортсмены от чужих побед получают удовольствие: они им точно так же "не нравятся". Ни в США, ни в Англии, ни в Германии, ни в Канаде не пытаются объяснять поражения своих спортсменов тем, что кому-то не нравятся их успехи. А вот нам непрерывно объясняют по ящику, что "кому-то", мол, на Западе "не нравится сильная Россия" и этот "кто-то" постоянно пакостит нашей перманентно встающей с колен державе, разрушает нашу государственность и финансирует "несогласных".

Спорт – это только спорт, Дмитрий Анатольевич. Иногда он больше чем просто спорт, но уж точно он всегда меньше чем жизнь. Его часто превращают в политику (или смешивают с политикой) – и никогда еще это не шло ему на пользу. И олимпийцы – хоть при награждениях и поднимаются государственные флаги - защищают только свою спортивную честь, а не честь страны: чем бы ни закончились состязания, честь стран, приславших участников, не понесет ни малейшего урона при неудаче и не засияет новым блеском при победе.

Считать иначе – вредное и опасное заблуждение: тем, кто так думает, полезнее не смотреть Олимпиаду, а обращаться к психиатру. Ведь именно это заблуждение заставляет видеть вокруг не соперников, а врагов. Именно оно заставляет полагать, что Россия (а вместе с ней и российские спортсмены) — объект всепоглощающей ненависти всего мира, объяснять допинговые скандалы "антироссийским заговором" (отрицая при этом очевидные факты), благословлять олимпийцев, как некогда защитников земли русской, и пытаться что-то решать на Олимпиаде на "политическом уровне".

В спорте побеждает тот, кто сильнее, выносливее, иногда - удачливее. Но не тот, на чьей стороне "политическая поддержка": привычный для "политических решений" набор методов здесь не работает.

Можно не допустить до выборов оппозицию – но не удастся не допустить к спортивным соревнованиям опасных конкурентов. Можно переписать протокол голосования – но не удастся переписать протокол лыжной гонки. Можно организовать нужное решение Басманного суда – но не удастся организовать нужное решение хоккейных судей.

Конечно, бывает иначе – но только это уже не спорт, а его освистываемая болельщиками имитация.

Не за честную ли борьбу, которой мы давно уже не видим в российской политике, мы так любим Олимпиады?

* * *
Лыжники и биатлонисты с фигуристами - такие же люди, как и мы с вами, и им тоже нужны деньги, пишет "Российская газета". Если среднестатистический гражданин кроме основной зарплаты может надеяться на премии, бонус или халтуру, то для спортсмена финансовый Эверест - это призовые.

В России "тарифная сетка" все время увеличивалась - призовые в Ванкувере по сравнению с Играми в Турине возросли для спортсменов в три раза, а для паралимпийцев - почти в 30 раз. Подобной финансовой мотивации, как утверждает газета, нет ни в одной другой стране мира.
В России "тарифная сетка" все время увеличивалась - призовые в Ванкувере по сравнению с Играми в Турине возросли для спортсменов в три раза, а для паралимпийцев - почти в 30 раз


За победу в Канаде государство выделит 100 тысяч евро в рублевом эквиваленте, за серебряную - 60 тысяч, бронзовую - 40. Кроме этого, существует вознаграждение от Фонда поддержки олимпийцев России - автомобиль. Своя система выплат призовых существует также в федерациях по видам спорта (до 100 тысяч долларов за медаль) и в регионах. Некоторые губернаторы готовят ключи от новеньких квартир, кто-то выделяет героям спорта земельные участки или вкладывает средства в создание спортивных школ имени прославленного земляка.

Олимпийскую денежную "реформу" провели накануне старта Игр в Пекине. Распоряжением правительства была существенно переработана долларовая раскладка "50 - 30 - 20 тысяч у.е.", закрепленная за спортсменами еще с Олимпиады-96 в Атланте. В 2008-м в отличие от 1996 года было уже нереально расплатиться олимпийским золотом за новую квартиру.

В США с 1984 года олимпийские премии для всех спортсменов на протяжении долгих лет оставались неизменно символическими: 25, 15 и 10 тысяч долларов за золото, серебро и бронзу. Правда, к Играм в Лондоне 2012 года эти суммы будут увеличены до "космических" по местным меркам масштабов - 250, 150 и 100 тысяч долларов - благодаря специальному национальному фонду.

Канадцы же вообще никогда не платили своим олимпийцам. Выступать за национальную команду уже считалось высшей наградой. Этот принцип соблюдался жестко до декабря прошлого года, когда власти все же решили поощрить своих и назначили вознаграждение за медали, почти как в соседних США - 20, 15 и 10 тысяч канадских долларов.

Казахстан, который четыре года назад остался без медалей в Турине, решил простимулировать своих внушительными суммами. Казахский чемпион Белой олимпиады может стать богаче на 250 тысяч долларов, второй призер - на 150 тысяч, ну и 75 - за третье место. Украина раскошелится для своих призеров на 140 тысяч долларов за золото, 100 тысяч за серебро и 70 тысяч за бронзу. Вместе с украинскими спортсменами точно такие же суммы вручат и их тренерам.

Эстонские спортсмены, которые смогут завоевать медали, получат от государства: 100 тысяч евро за первое место, 70 тысяч - за второе и 45 - за третье. Кроме того, тренеры победителей и призеров Олимпиады получат вознаграждение в размере половины от суммы, которая полагается их воспитанникам. В Латвии все скромнее. Эта прибалтийская страна заплатит чемпиону 50 тысяч долларов, вице-чемпиону - 25 и 15 - бронзовому призеру.

В Норвегии, Северной Корее, Швеции, Новой Зеландии и еще ряде стран государство олимпийцам вообще не платит. Спортсмены сражаются за престиж страны и могут рассчитывать только на памятные значки-грамоты, а также щедрость спонсоров.

* * *


Российская шахматная федерация может оказаться без президента – пишет сайт "Газета Ру". На 19 февраля назначен внеочередной съезд Российской шахматной федерации, где предстоят выборы руководящих органов.

Как известно, во исполнение указания президента РФ Дмитрия Медведева в ноябре-декабре прошлого года посты руководителей различных национальных федераций по видам спора оставили крупные государственные чиновники. В том числе и бывший глава РШФ вице-премьер Александр Жуков вместе с экс-первым вице-президентом федерации, помощником президента РФ Аркадием Дворковичем. Обязанности временного руководителя РШФ были временно возложены на исполнительного директора организации Александра Баха. Он и некоторые его сторонники стали инициаторами принятия проекта новой, весьма странной и громоздкой схемы управления РШФ, которая грозит сделать эту федерацию неповоротливой, отчасти закрытой и потом недееспособной структурой.
Вся шахматная жизнь только в Москве, а на периферии гроссмейстеры, оставаясь без поддержки, вынуждены бросать любимое дело


На состоявшемся в январе исполкоме из-за узкого состава его участников пролоббировать эту схему оказалось несложно. Было предложено создать наблюдательный совет (определяет приоритетные направления), общественный совет (консультативный орган) и правление -- постоянно действующий руководящий орган. На пост генерального секретаря правления выдвинут сам Александр Бах, которому, кстати, уже за 70 лет. Как видно, должность президента РШФ, то есть руководителя, который несет полную персональную ответственность за происходящее в российских шахматах, упраздняется. Раньше президента можно было спросить о выполнении предвыборных обещаний, что исключают возможные новации. Естественно, чтобы утвердить эту схему, потребуется внести изменения в устав РШФ. Руководителям региональных шахматных федераций и делегатам съезда уже разосланы письма с просьбой "внимательно рассмотреть предложения и поддержать их".

Решения исполкома вызвали в шахматном мире резко негативную реакцию. Вынуждены были оказаться от участия в выборах ранее выдвинутые и поддержанные регионами гроссмейстер Игорь Глек и бизнесмен Зиявудин Магомедов. Теперь есть опасения, что российские шахматы могут просто остановиться в своем развитии. Ситуацию вкратце пояснил глава приволжской федерации Владимир Старцев: "Благодаря усилиям Жукова и Дворковича бюджет РШФ увеличился во много раз, но регионы остаются без финансовой поддержки. Вся шахматная жизнь только в Москве, а на периферии гроссмейстеры, оставаясь без поддержки, вынуждены бросать любимое дело. И это последствия деятельности исполнительного директора РШФ. Сейчас идет давление на делегатов съезда, их склоняют безропотно проголосовать за новый устав, апеллируя фамилиями крупных чиновников". Даже действующая чемпионка мира Александра Костенюк рассказывала на Кубке мира в Ханты-Мансийске, что вынуждена постоянно просить деньги на проведение сборов, а выделяются средства далеко не всегда. Порой их только обещают, но в итоге не дают.

Во многих регионах на конференциях местных шахматных федераций приняты резолюции, в которых говорится об отрицательном отношении к вопросу об изменении устава РШФ и предложенной схемы управления. Очевидно, что в оставшиеся до съезда дни подковерная борьба достигнет апогея, а идеологи ведущих в тупик реформ будут использовать административный ресурс. Вопрос в том, достаточно ли этого, чтобы позволить им протащить нужные решения? В конце концов шахматная жизнь существует не только в пределах Садового кольца.

В других федерациях передача власти от государственных чиновников к профессионалам этих видов спорта прошла без скандалов и, по сути, чисто технически. Взять хотя бы недавнюю конференцию Всероссийской федерации плавания, которую возглавил легендарный Владимир Сальников. Фигуры новых руководителей в футболе, настольном теннисе, боксе и т.д. всех устраивают, это известные и пользующиеся авторитетом люди. В шахматах же происходит нечто неординарное и непонятное. Смущает и выбранная для съезда РШФ дата. Даже при его максимальной открытости возможные решения, которые поставят под угрозу дальнейшее развитие шахмат в стране, могут остаться незамеченными широкой спортивной общественностью и СМИ, поскольку в это время в самом разгаре будет зимняя Олимпиада.