Газета "Московский комсомолец" поделилась подробностями проведенной партией "Единая Россия" в прошедшие выходные дискуссии о нравственности. В распоряжение издания попал официальный документ под названием "Нравственная основа модернизации", разработанный "Национальным институтом развития современной идеологии".
"Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, интернет насаждаются модели, среди которых главная - обогащение и успех любой ценой", - сетуют авторы "Аналитического материала к заседанию Центра социально-консервативной политики партии "Единая Россия" , озаглавленного "Нравственные основы модернизации". Авторы документа настаивают на ответственности СМИ и других институтов общества, подчеркивая: "Ситуация такова, что бремя поддержания духа страны лежит в основном на высшем руководстве страны, что является не совсем верным. Это бремя должны разделить политическая и другие элиты, СМИ, культурные сообщества, население страны".
Россия принадлежит к числу стран, лидирующих по количеству социальных сирот, разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков, признают авторы доклада.
При этом модернизация, говорится в главе "Православие как нравственная основа модернизации", невозможна без сохранения "ценностного фундамента" общества: "Люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя психологически комфортно при отстутствии политической мифологии и остальных составляющих идеологии, адекватных традициям народа". А традиции России предполагают "этику православия", а также ценности "патриотизма", "соборности" и "служения общему благу".
По мнению авторов, проблема модернизации сводится к тому, чтобы развить потенциал человеческого капитала - "основной носитель нравственных основ модернизации".
Эксперт по экономической деятельности РПЦ, научный сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университе Николай Митрохин считает, что реальных действий за постулатами документа не последует.
- Насколько стремление обеспечить "православную основу" реформ соответствует Конституции России? И можно ли считать, что за данным докладом последуют реальные действия?
- Политическая партия имеет право предложить обществу идеологическую платформу. Поэтому, с формальной точки зрения, никаких нарушений нет. Но обратите внимание, кто обсуждал и что обсуждал.
Тема обсуждалась партией "Единая Россия", которая не формулирует никаких идеологических задач и не пытается их осуществить. Она всего лишь маскирует отсутствие реальных политических партий в России и обеспечивает для тандема Путина-Медведева удобное голосование в парламенте. Формулированием идеологических задач занимается администрация президента, точнее, первый заместитель главы администрации Владислав Сурков. Сурков никаких православных идей не поддерживает. Но поскольку партия есть, она пытается изобразить какое-то политическое лицо. Сейчас уже это забылось, но за последние 5-6 лет партия "Единая Россия" принимала много различных программ, поворачивалась лицом то к крупному бизнесу, то, например, к простым гражданам, но ни одна из этих инициатив не продержалась, по-моему, и двух месяцев.
Что касается данной конкретной инициативы, то она была предложена не Русской православной церковью и даже не какими-то общественными или политическими организациями, связанными с нею, а судя по всему, небольшой малоизвестной организацией, представляющей группу профессиональных пиарщиков. Самым заметным из них является даже не директор этого института, а председатель его экспертного совета Александр Ковалев. Самая высшая должность, которую он занимал в свое время, - руководитель администрации президента Бурятии.
У этого человека в биографии есть некоторые указания на то, что он проявлял симпатии к православию, но по большей части он просто профессиональный пиарщик. В православных кругах это лицо абсолютно малоизвестное. Как писали журналисты о предыдущих этапах его биографии, персонаж он скорее комический, нежели серьезный, и поэтому нигде, ни на каких должностях долго не пробыл. Поэтому все то, что написано в документе, обнародованном МК, является типичным политологическим упражнением и никакой реальной основы под собой не имеет.
- И все-таки роль православия в России в последнее время стремятся повысить.
- Да, можно сказать, что после избрания президента Медведева новый патриарх Кирилл сумел воспользоваться интересом Светланы Медведевой к православию и добился некоторых существенных уступок для русской православной церкви, на которые Путин не хотел идти в течение всех лет своего правления. Начинаются эксперименты по относительно массовому введению основ православной культуры в российских школах, и, по всей видимости, некоторое количество священников будут приняты на штатные должности в российскую армию. Всего этого церковь требовала долго и не получала. Также церкви удалось добиться возвращения новой группы памятников архитектуры под свой контроль и, по всей видимости, льгот по финансированию, о чем известно меньше. Государство пошло на наибольшие уступки за последние 10 лет.
- Почему вы считаете, что это связано именно со Светланой Медведевой?
- Есть основания. Например, приглашение к президенту Медведеву глав министерства образования и министерства обороны для обсуждения православных нововведений в армии и школе последовало буквально через два дня после того, как патриарх Кирилл молился вместе со Светланой Медведевой в Кремле.
- Насколько такое усиление православия соответствует общественным настроениям?
- Количество реально и регулярно посещающих храмы, скажем, хотя бы два воскресенья в месяц, в России примерно полпроцента. То есть это количественно равно количеству протестантов или мусульман в России. Более или менее регулярно церковь в течение года посещают, по моим подсчетам, примерно 7,5-10 процентов россиян. Сами иерархи церкви поэтому говорят о том, что дальнейшее развитие православия в России возможно только при интенсивной государственной поддержке. Рано или поздно все эти вещи закончатся для церкви очередным 1917 годом, о чем ее представители догадываются, но ничего с собой поделать не могут.
- Пока такая перспектива не просматривается... У них, наоборот, все хорошо.
- Я же говорю, что рано или поздно. В обществе укрепляется атеистическая тенденция. Академия наук, которая долгое время была довольно безразлична к вопросам религиозности, сейчас заняла достаточно жесткую позицию и неожиданно за последний год, например, выдвинулась в число институтов, противостоящих православной экспансии. И, по моим наблюдениям, уровень нелюбви к русской православной церкви, во всяком случае у образованной части общества, существенно вырос.
- Чем закончатся, на ваш взгляд, попытки "Единой России" поднять нравственность российского общества с помощью православия?
- На мой взгляд, нет ни одного дела, которое бы "Единая Россия" провела успешно, кроме подтасовок на выборах.
"Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, интернет насаждаются модели, среди которых главная - обогащение и успех любой ценой", - сетуют авторы "Аналитического материала к заседанию Центра социально-консервативной политики партии "Единая Россия" , озаглавленного "Нравственные основы модернизации". Авторы документа настаивают на ответственности СМИ и других институтов общества, подчеркивая: "Ситуация такова, что бремя поддержания духа страны лежит в основном на высшем руководстве страны, что является не совсем верным. Это бремя должны разделить политическая и другие элиты, СМИ, культурные сообщества, население страны".
Россия принадлежит к числу стран, лидирующих по количеству социальных сирот, разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков, признают авторы доклада.
При этом модернизация, говорится в главе "Православие как нравственная основа модернизации", невозможна без сохранения "ценностного фундамента" общества: "Люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя психологически комфортно при отстутствии политической мифологии и остальных составляющих идеологии, адекватных традициям народа". А традиции России предполагают "этику православия", а также ценности "патриотизма", "соборности" и "служения общему благу".
По мнению авторов, проблема модернизации сводится к тому, чтобы развить потенциал человеческого капитала - "основной носитель нравственных основ модернизации".
Эксперт по экономической деятельности РПЦ, научный сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университе Николай Митрохин считает, что реальных действий за постулатами документа не последует.
- Насколько стремление обеспечить "православную основу" реформ соответствует Конституции России? И можно ли считать, что за данным докладом последуют реальные действия?
- Политическая партия имеет право предложить обществу идеологическую платформу. Поэтому, с формальной точки зрения, никаких нарушений нет. Но обратите внимание, кто обсуждал и что обсуждал.
Тема обсуждалась партией "Единая Россия", которая не формулирует никаких идеологических задач и не пытается их осуществить. Она всего лишь маскирует отсутствие реальных политических партий в России и обеспечивает для тандема Путина-Медведева удобное голосование в парламенте. Формулированием идеологических задач занимается администрация президента, точнее, первый заместитель главы администрации Владислав Сурков. Сурков никаких православных идей не поддерживает. Но поскольку партия есть, она пытается изобразить какое-то политическое лицо. Сейчас уже это забылось, но за последние 5-6 лет партия "Единая Россия" принимала много различных программ, поворачивалась лицом то к крупному бизнесу, то, например, к простым гражданам, но ни одна из этих инициатив не продержалась, по-моему, и двух месяцев.
Что касается данной конкретной инициативы, то она была предложена не Русской православной церковью и даже не какими-то общественными или политическими организациями, связанными с нею, а судя по всему, небольшой малоизвестной организацией, представляющей группу профессиональных пиарщиков. Самым заметным из них является даже не директор этого института, а председатель его экспертного совета Александр Ковалев. Самая высшая должность, которую он занимал в свое время, - руководитель администрации президента Бурятии.
У этого человека в биографии есть некоторые указания на то, что он проявлял симпатии к православию, но по большей части он просто профессиональный пиарщик. В православных кругах это лицо абсолютно малоизвестное. Как писали журналисты о предыдущих этапах его биографии, персонаж он скорее комический, нежели серьезный, и поэтому нигде, ни на каких должностях долго не пробыл. Поэтому все то, что написано в документе, обнародованном МК, является типичным политологическим упражнением и никакой реальной основы под собой не имеет.
- И все-таки роль православия в России в последнее время стремятся повысить.
- Да, можно сказать, что после избрания президента Медведева новый патриарх Кирилл сумел воспользоваться интересом Светланы Медведевой к православию и добился некоторых существенных уступок для русской православной церкви, на которые Путин не хотел идти в течение всех лет своего правления. Начинаются эксперименты по относительно массовому введению основ православной культуры в российских школах, и, по всей видимости, некоторое количество священников будут приняты на штатные должности в российскую армию. Всего этого церковь требовала долго и не получала. Также церкви удалось добиться возвращения новой группы памятников архитектуры под свой контроль и, по всей видимости, льгот по финансированию, о чем известно меньше. Государство пошло на наибольшие уступки за последние 10 лет.
- Почему вы считаете, что это связано именно со Светланой Медведевой?
- Есть основания. Например, приглашение к президенту Медведеву глав министерства образования и министерства обороны для обсуждения православных нововведений в армии и школе последовало буквально через два дня после того, как патриарх Кирилл молился вместе со Светланой Медведевой в Кремле.
- Насколько такое усиление православия соответствует общественным настроениям?
- Количество реально и регулярно посещающих храмы, скажем, хотя бы два воскресенья в месяц, в России примерно полпроцента. То есть это количественно равно количеству протестантов или мусульман в России. Более или менее регулярно церковь в течение года посещают, по моим подсчетам, примерно 7,5-10 процентов россиян. Сами иерархи церкви поэтому говорят о том, что дальнейшее развитие православия в России возможно только при интенсивной государственной поддержке. Рано или поздно все эти вещи закончатся для церкви очередным 1917 годом, о чем ее представители догадываются, но ничего с собой поделать не могут.
- Пока такая перспектива не просматривается... У них, наоборот, все хорошо.
- Я же говорю, что рано или поздно. В обществе укрепляется атеистическая тенденция. Академия наук, которая долгое время была довольно безразлична к вопросам религиозности, сейчас заняла достаточно жесткую позицию и неожиданно за последний год, например, выдвинулась в число институтов, противостоящих православной экспансии. И, по моим наблюдениям, уровень нелюбви к русской православной церкви, во всяком случае у образованной части общества, существенно вырос.
- Чем закончатся, на ваш взгляд, попытки "Единой России" поднять нравственность российского общества с помощью православия?
- На мой взгляд, нет ни одного дела, которое бы "Единая Россия" провела успешно, кроме подтасовок на выборах.