Москвичи увидят Сталина

Некоторые российские ветераны совсем не против Сталина.

К 65-й годовщине Великой Отечественной войны московские власти решили установить в центре Москвы около 10 информационных стендов о Сталине. Предложение украсить российскую столицу портретами советского генералиссимуса поступило от московского комитета рекламы, информации и оформления по многочисленным просьбам ветеранских организаций. Правозащитники называют это решение подлостью, а историки приводят нелицеприятные факты о роли Верховного главнокомандующего в этой войне.

Владимир Кара-Мурза: Сегодня стало известно о том, что к 65 годовщине победы в Великой отечественной войне в Москве будут установлены информационные стенды, рассказывающие о Верховном главнокомандующем Иосифе Сталине. С просьбой украсить столицу портретами Сталина к столичным федеральным властям неоднократно обращались пенсионеры и различные объединения ветеранов, в том числе председатель московского городского Совета ветеранов войны Владимир Долгих. По мнению правозащитников, решение властей об украшении Москвы портретами Сталина оскорбляет память миллионов людей, погибших в годы сталинских репрессий. На этом фоне еще красноречивее выглядит протест Елены Боннэр против установки в Москве памятника Андрею Сахарову. Она заявила, что "не даст разрешения установить монумент за деньги любого государства". "Хватит трепа о памятнике Сахарова", - начинает она свое обращение, которое публикуют "Грани.ру". Она напоминает, что является правонаследницей академика. У Елены Георгиевны есть еще одно условие: "Все это будет уместно только тогда, когда в стране перестанет звучать сталинский гимн". Напомним, что с инициативой поставить памятник выступили несколько дней назад члены Российской Академии наук. О том, возможен ли мемориал академика Сахарова на фоне портретов Сталина и открытый под звуки сталинского гимна, мы говорим с Еленой Георгиевной Боннэр и Анатолием Шабадом, бывшим народным депутатом Российской Федерации и депутатом Государственной думы, единомышленником Андрея Дмитриевича. Напомните нашим радиослушателям, чем вы мотивируете свой отказ участвовать в установке памятника Андрею Дмитриевичу?
Это мировая фигура, и сбор денег, и конкурс должны быть международными. Должна быть достойная, никогда не предававшая Сахарова международная комиссия

Елена Боннэр: Мне кажется, я достаточно четко написала, что государственный памятник любого государства, будь то советская социалистическая, капиталистическая, власть как таковая не имеет права на памятник, на приватизацию памяти о Сахарове. Если стоит памятник, то я писала условия, которые могут удовлетворять этому – это, во-первых, как Пушкину ставили на народные деньги. Причем, я считаю, что Сахаров личность историческая не только для России, но мирового масштаба. Кстати, это было доказано, когда мы вступали в 21 век, в 2000 году "Тайм" проводила опросы, и Сахаров попал в лист людей тысячелетия. Это мировая фигура, и сбор денег, и конкурс должны быть международными. Должна быть достойная, никогда не предававшая Сахарова международная комиссия, и я неслучайно говорю - никогда не предававшая. Когда звучит из недр академии призыв памятник Сахарову ставить, хочешь, не хочешь, я и все, кто знают литературное общественно-политическое наследие Сахарова, должны вспомнить его открытое письмо Александрову, как академия ничего не сделала для его защиты.

Владимир Кара-Мурза: Располагает ли нынешняя обстановка в России реанимации Сталина, к установке памятника Андрея Дмитриевича, пусть даже по инициативе Академии наук?
Пусть лучше освободят ученых, которые сидят в тюрьме по диким, надуманным, нелепым обвинениям

Анатолий Шабад: В этой связи приходят на память стихи Маяковского: "Неважная честь, чтоб из этаких роз мои изваяния высились по скверам, где харкает туберкулез, где б... с хулиганом да сифилис". Все это высказывание на самом деле в этой атмосфере, в этой обстановке от тех, кто за нее отвечает, получить в виде подарка установления памятника Сахарову - это было бы совершенно нелепо и неестественно. Пусть лучше освободят ученых, которые сидят в тюрьме по диким, надуманным, нелепым обвинениям, как сидели в свое время.

Владимир Кара-Мурза: Александр Подрабинек, бывший советский политзаключенный, автор статьи "Как антисоветчик антисоветчикам", считает ситуацию типичной для России.

Александр Подрабинек: В современной России представить себе одновременно памятник Сахарову и такая наглядная уличная агитация с портретами Сталина - это очень характерно для нашей страны сегодня. Это такая общественная шизофрения, когда тиран почитается как герой и мученик этого режима тоже почитается как герой, и они как бы равны. Общественная шизофрения приводит к тому, что у людей в сознании стирается грань между добром и злом, они перестают понимать, что есть что, и что символизирует. Такова действительно сегодня наша реальность. Мне кажется, это свидетельствует о некотором нравственном упадке нашего общества, которое не в состоянии определить границы между добром и злом.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.