Испанский шпион на Россию. Почему столько споров вызвал приговор?

Ирина Лагунина: Испанский суд приговорил бывшего сотрудника спецслужб страны к 12 годам лишения свободы за измену родине в связи с попыткой продать секретные документы России. Судебный процесс и само дело вызвали у многих наблюдателей недоумение. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Бывший капрал Гражданской гвардии – жандармерии - Роберто Флорес Диас не был испанским Джеймсом Бондом. Он служил вахтером в Национальном центре разведки, откуда, как утверждает суд, похитил ряд секретных документов. А сделал он это, якобы, для того, чтобы предложить похищенные материалы России. В распоряжении правосудия оказались также два письма приговоренного, найденные, как и секретные документы, при обыске у него дома на острове Тенерифе в ходе ареста в июле 2007 года.
Правда, со службы Флорес ушел еще в 2004 году, а найденные письма были написаны за три года до этого и адресованы одному из сотрудников российского посольства в Мадриде. Газета «Мундо» со ссылкой на материалы суда называет его Петром Яковлевичем Мельниковым, якобы занимавшим пост советника посольства в начале нынешнего десятилетия.
В своих письмах капрал, выдав себя за высокопоставленного сотрудника испанской разведслужбы, предлагал свои услуги. В обмен Флорес для начала просил 200 тысяч долларов наличными. Как утверждает суд, он обещал россиянам описать структуру испанской разведывательной службы, приемы ее работы, связи с другими испанскими министерствами и ведомствами и зарубежную агентуру. Москве предлагался и поименный список сотрудников в алфавитном порядке. Как говорится в приговоре, данные материалы, попав в руки зарубежного государства, могли нанести непоправимый ущерб национальной безопасности Испании.
Впрочем, суд – его заседания проходили при закрытых дверях - признал лишь факт кражи документов, хотя прокуратура настаивала, что передача документов российской стороне имела место. Но доказать свои подозрения она не смогла. То есть осталось неясным, воспользовалась или нет Россия предложением капрала.
Защита осужденного в лице адвоката Мануэля Олле намерена обжаловать приговор в Верховном суде. Сам Флорес полностью отвергает свою вину. Да и вынесенный ему приговор особо не понятен. Как можно приговорить человека за измену родины, не доказав, что он действительно передал кому-то секретные документы? Остался непонятен и вопрос, как мог похитить вахтер-капрал документы, не имея к ним никакого официального доступа? Адвокат Мануэль Олле.

Мануэль Олле: Флорес утверждает, что невиновен. Мы требуем его полного оправдания. Обвинения в его адрес не доказаны.

Виктор Черецкий: Действительно, некоторые наблюдатели задаются вопросом, где это видано, чтобы человек, задумавший измену, хранил у себя дома изобличающие его же документы? Сам Флорес говорит, что никогда и не думал связываться с россиянами: все материалы были собраны у него с ведома руководства для проведения занятий в разведшколе. Они должны были использоваться для учебной игры и проверки системы внутренней безопасности. В школе Флорес действительно одно время служил инструктором – до своего назначения караульным у входа в здание разведцентра. Суд по каким-то соображениям не принял в расчет эти доводы. Историю анализирует эксперт по проблемам разведывательных служб, профессор права Барселонского университета Энрике де Мадрид Давила.

Энрике де Мадрид: Перед нами история, достойная кинофильма о шпионах. Правда, в ней не все ясно. К примеру, не ясна суть конфликта. Человека обвинили в том, что он продал или пытался продать информацию России, а он утверждает, что речь шла о деле, сфабрикованном им самим в учебных целях, а также для своеобразной аудиторской проверки в разведывательном департаменте, чтобы выявить слабые места в существующей системе безопасности. Все это не понятно, как и не понятно, могла ли вообще заинтересовать вся эта информация Россию.

Виктор Черецкий: Одна из попыток объяснить «непонятный» для многих испанцев судебный процесс, - капрал стал «козлом отпущения» для руководства испанской разведки. Дело в том, что в 2005 году, как утверждает хорошо осведомленная газета «Паис», правительство Испании получило информацию от американской стороны, что из разведцентра происходит утечка информации. Вызванное «на ковер» руководство спецслужб обязалось найти «двойного агента» или, как говорят, «крота», в короткие сроки. Тайное расследование велось два года и не дало никаких результатов. Тогда-то испанские «пинкертоны» и обратили внимание на давно уволившегося Флореса. За десять лет службы он ничем себя не проявил, разве что однажды в споре с дорожной полицией, поймавшей его в нетрезвом состоянии за рулем, бравировал удостоверением сотрудника Национального центра разведки. За это он получил по служебной линии строгий выговор. Между тем о творившихся до недавнего времени безобразиях в испанских спецслужбах – халатности, злоупотреблениях, кумовстве и коррупции – хорошо известно. За это был не так давно отправлен в отставку их бывший директор Альберто Санс. Об этом говорила в парламенте представитель консервативной оппозиции Сорайя Саес де Сантамария.

Сорайа Саес: Наша фракция потребовала явки в парламент нового директора разведки, чтобы он информировал нас, в каком состоянии находится это учреждение, какие изменения происходят, есть ли положительные сдвиги после ухода Альберто Санса. Речь идет не только о коррупции, но и о многих иных злоупотреблениях и о халатности, а посему мы требуем, чтобы расследование в связи с его деятельностью было доведено до конца.

Виктор Черецкий: Добавим, что отставной капрал Роберто Флорес – первый осужденный в Испании за измену родине после краха франкистской диктатуры более 30 лет назад. При тоталитаризме подобные приговоры выносились довольно часто, поскольку деятелям диктатуры постоянно мерещились враги и изменники. Кстати, о временах франкизма вспомнил в связи с делом Флореса и отставной полковник разведки Диего Камачо. По его мнению, испанские спецслужбы практически не изменились за годы демократии и по-прежнему, как в старые времена, больше заняты поддержанием – любой ценой - собственного имиджа, так называемой «чести мундира», чем защитой государственных интересов.

Диего Камачо: Вопрос о спецслужбах в Испании остается нерешенным со времен перехода к демократии. В них все осталось так, как было при прежнем режиме, а реформы носят лишь косметический характер. К примеру, один из законов, регулирующих работу спецслужб, так называемый закон о государственной тайне, действует еще со времен жизни Франко – с 60-х годов.

Виктор Черецкий: Итак, вся история вокруг осужденного капрала Роберто Флореса довольно сомнительна и на этот раз ни одна из испанских газет, даже самых падких до сенсаций, не осмелилась в чем-то упрекать Москву. И это при том, что шпионские «истории» в связи с Россией в недавнем прошлом время от времени изрядно будоражили общественное мнение Испании. Но истории, разумеется, не мнимые, а вполне реальные. Одна из последних, по свидетельству газеты «Паис», относится к концу девяностых годов. Тогда работавший в Испании некий сотрудник российских спецслужб – его имя никогда не упоминалось – был перевербован испанцами. Однако через некоторое время он был отозван в Россию и погиб при неизвестных обстоятельствах. «Паис» утверждает, что двойной агент был ликвидирован своими коллегами за измену. Чуть позже – в начале этого десятилетия российская контрразведка, по свидетельству газеты, «обезвредила» всю испанскую агентуру в России, а также выслала из страны одного сотрудника испанского посольства. Одновременно из Мадрида испанцы выслали двоих российских дипломатов, подозреваемых в шпионаже.
Впрочем, взаимный «интерес» и выяснение отношений между спецслужбами двух стран имеют давние традиции. Все началось еще в 30-х годах во времена гражданской войны в Испании. В рядах советских военных специалистов и советников, направленных Сталиным в помощь левому испанскому правительству, было немало работников НКВД. Мадридский историк и писатель Сесар Видаль:

Сесар Видаль: Присутствие сотрудников НКВД в Испании было значительным и их роль во время войны была весьма заметной. К примеру, они помогли испанским коммунистам создать сеть «особых отделов», которые занимались чистками в республиканских рядах. По сути агенты НКВД помогали испанской компартии расправляться с неугодными. Кроме того, они научили испанских чекистов, которыми руководили коммунисты, методам самых изощренных пыток и допросов, способных сломить психологически любую личность. Особенно активно действовали советские агенты в Барселоне в 1937 году.

Виктор Черецкий: Поражение поддержанной Советским Союзом испанской республики в гражданской войне, как это ни парадоксально, открыло уникальную страницу испано-российского сотрудничества в области спецопераций, международного шпионажа и других тайных дел. Чего стоила только операция по уничтожению Льва Троцкого в Мексике, осуществленная НКВД руками испанца Рамона Меркадера. В годы второй мировой войны советское командование поручало разведчикам-испанцам из числа обосновавшихся в Советском Союзе иммигрантов ответственные задания в тылу германских войск. Одному из них, а именно офицеру разведки по имени Фелипе Альварес было даже поручено собрать в глубоком тылу противника сведения о месте нахождения плененного сына Сталина с целью его освобождения. Сотни других испанцев направлялись в тыл для организации саботажа и диверсий. К примеру, более десятка чекистов-испанцев находились под Ровно в отряде полковника Медведева. Там же в качестве радистки служила и уроженка Испании Африка Лас-Эрас, которой в последствии - уже в послевоенное время в чине полковника КГБ - довелось стать советским резидентом в Латинской Америке. Говорит автор книги об Африке Лас-Эрас испанский исследователь Хавьер Хуарес.

Хавьер Хуарес: Самый любопытный и самый трудный для изучения период в биографии Африки – это ее служба в советской разведке. Она стала профессионально работать на эту спецслужбу с 1946 года. Из Москвы она отправилась в Париж, а оттуда в Уругвай, где прожила более 20 лет. Мне удалось воспроизвести ее жизнь в Монтевидео – круг ее легальных занятий, ее друзей и знакомых. Но вот то, чем она занималась как сотрудница советской разведки, я естественно, узнать не смог. Мне пришлось опубликовать лишь отрывочные данные, полученные из воспоминаний, к примеру, генерала Павла Судоплатова и других российских авторов.

Виктор Черецкий: После войны продолжала работать в советских спецслужбах не только Африка, но и другие испанцы. Некоторые из них, к примеру, плавали на рыболовных судах в Атлантике с целью радиоперехвата. КГБ и военная разведка интересовались переговорами по радио между кораблями испанских ВМС. Служили испанцы под «крышей» Интуриста и в других работающих с иностранцами советских структурах. Исследователь Хавьер Хуарес пытается также анализировать, что побуждало испанцев верой и правдой служить в советских спецслужбах.

Хавьер Хуарес:
Я думаю, что Африка, как и многие другие испанцы, работала на СССР по идеологическим причинам - во имя идеалов социализма и коммунизма. Работа на Советы объяснялась тем, что в то время для многих иностранцев СССР являлся олицетворением этих идеалов. Чтобы понять это, нельзя исходить из наших сегодняшних знаний о Советском Союзе – следует перенестись в историческую реальность тех лет. Сталин тогда не представлялся тем, каким он был на самом деле, поскольку его разоблачение последовало спустя много лет. Так что в то время Советский Союз и его режим были для многих людей левых убеждений олицетворением идеалов справедливости, равенства, решения вековых антагонизмов, которые, к примеру, существовали в Испании. Они искренне считали, что, работая на СССР, вносят вклад в победу светлых идеалов во всем мире. Африка принадлежала к этим людям.

Виктор Черецкий: Хавьер Хуарес говорит, что российским чекистам, которыми была наводнена Испания в годы гражданской войны, даже не приходилось особо вербовать испанцев. Они воспринимали предложение работать на Москву с большим энтузиазмом.
Однако ко времени восстановления дипломатических отношений между двумя странами в 77-м году старое поколение испанцев, работавших на Советский Союз, уже отправилось на заслуженный отдых. Ну а разведчикам-россиянам, которых, как полагает испанская пресса, стали десятками засылать в Испанию после открытия здесь посольства, не особо повезло. В начале 80-х годов из этой страны были высланы полтора десятка дипломатов и сотрудников различных советских учреждений и совместных предприятий – Аэрофлота, фирмы Ваймер, Совиспана, Черноморской судоходной компании и так далее. Впрочем, как отмечала в то время местная пресса, Испания как таковая их не интересовала. Внимание российских разведчиков сосредотачивалось на пяти военных базах Соединенных Штатов, находившихся в то время на территории Испании.