Капризный снег и капризный лед

Меньше недели осталось до окончания зимней Олимпиады в Ванкувере. В неофициальном командном зачете лидирует сборная США, а сборная России пока не добирает заявленного количества медалей. Промежуточные итоги Игр подводит участник олимпийских конгрессов, историк Юрий Теппер.

- Что более всего на вас произвело впечатление на нынешней Олимпиаде? Может быть, не очень радостные промежуточные итоги выступления российской сборной?

- Понимаете, просто "о впечатлениях" говорить трудно. Я привык обсуждать что-то с точной позиции – либо болельщика, либо спортивного деятеля, либо историка. Буду базироваться на последнем. С точки зрения историка, то, что произошло со сборной России на первой неделе Игр, глубокому анализу, в принципе, не подлежит. Это "разгон", начало, хотя формально прошло уже больше половины программы. Кстати, на летних Олимпийских играх почти всегда программа складывается таким образом, что российские, а до того – и советские спортсмены получали возможность сделать рывок только в конце, а до этого было все, что и сейчас в Ванкувере: крики разочарования, огорчение, недоумение и т. д. Так что все "в штатном порядке", хотя невооруженным глазом видны проблемы в фигурном катании. Есть неожиданный провал биатлонистов, зато пришли долгожданные успехи лыжников.

Очень интересно, с точки зрения истории нашего спорта, познавательно, что мы уже смирились с тем, что российских спортсменов тренируют итальянцы и вместе они становятся героями Олимпийских игр. Конькобежца Ивана Скобрева тренировал итальянец Маурисио Маркетто, который до этого воспитал чемпиона Турина Энрико Фабрицио.

- Есть и обратные примеры: в фигурном катании по всему миру успешно работают российские тренеры. Например, в спортивных танцах золотые и серебряные медалисты Ванкувера – канадцы и американцы – работают с российскими специалистами Мариной Зуевой и Игорем Шпильбандом.
Фигурное катание – это искусство. А в искусстве рассматривать успехи и устраивать соревнования можно только, договорившись о критериях

- Это в спорте вполне естественный процесс, но для России такие вещи в спорте начались не так давно. Есть и другие неожиданности. После соревнований по скелетону бронзовый призер Александр Третьяков сказал, что он не ожидал от себя такой прыти. Надо сказать, что не только он. А хоккейный турнир Ванкувера – какая неожиданная интрига! В первом групповом раунде потеряли очки и Россия, и Канада, и теперь кому-то из них, скорее всего, придется остаться без медалей! Этого никто не ожидал. Так что интрига пока раскручивается, все идет по законам игры.

- Ваше мнение о поражении Евгения Плющенко, российского фигуриста. В России очень много говорят о том, что его якобы засудили, о том, что чемпион Олимпийских игр американец Эван Лайсачек не был достоин золота. Как вы считаете, в чем тут коллизия?

- Фигурное катание – это искусство. А в искусстве рассматривать успехи и устраивать соревнования можно только, договорившись о критериях. Например, мне нравится храбрость, нравится то, что Плющенко рискнул сделать очень сложный прыжок. Трехкратная чемпионка Европы Мария Бутырская считает, что Плющенко был сильнее. Но это зависит от точки зрения. Мне Плющенко симпатичен, но считать, что его выступление было абсолютно сильнее, чем у остальных, не стоит. Я слышал, что он собирается оспаривать судейские решение…Что ж, я предполагал, что выступление Плющенко будет интригой на Олимпийских играх. Так оно и оказалось. Свою роль в этом грандиозном спектакле он сыграл и, на мой взгляд, блестяще, с точки зрения сценария спектакля.
Я предполагал, что выступление Плющенко будет интригой на Олимпийских играх. Так оно и оказалось

Что же касается судейства, покажите мне турнир, вплоть до самых крупных, где судей и организаторов не ругали бы по тому или иному поводу? Были проблемы и в Ванкувере. Скажем, канадский биатлонист Жан-Филип Легеллек начал гонку преследования на 30 секунд раньше, но потом к его результату прибавили недостающее время. Шведку Анну-Карин Олофссон выпустили на дистанцию на 14 секунд позднее. Она из-за этой сутолоки нервничала, прошла дистанцию хуже, чем могла. Про историю с Евгением Плющенко намеренно умолчу – посмотрим, чем закончится протест, если россиянин все же будет его подавать. Но, повторюсь, "судейский фактор" – ошибки и предвзятое отношение к спортсмену, – может случиться везде, и не только в Ванкувере.

- Зимние Олимпийские игры по возрасту гораздо более молоды, чем классические летние Олимпиады. В чем, на ваш взгляд, специфика именно Зимних игр?

- Специфика есть, и она очень существенна. Я бы припомнил, что существует понятие азарта. Азарт появляется там, где многое зависит от случая. Кстати, слово "азарт" – от арабского "азар" – игровая кость. Так вот, число драматичных и даже трагичных случаев на зимних Олимпийских играх гораздо больше, и они гораздо серьезнее, чем на Летних играх. Вспомним, что нынешняя Олимпиада началась с гибели на тренировке грузинского саночника Нодара Кумариташвили. В частности, совершенно понятно, что зима – это капризный снег и капризный лед, то есть, зависимость от погоды на зимних Играх – колоссальная.

- Вы говорите о ситуации в Ванкувере, вернее, в олимпийском парке Уистлер в первые дни соревнований? Напомню, несколько раз переносились горнолыжные состязания, а то, что творилось с погодой во время первых биатлонных гонок, вообще никакому анализу не поддается...
Я всегда вспоминаю древние Олимпийские игры. Там шла речь о том, что герой – это тот, кто бросает вызов случаю

- Да, в том числе и это, хотя я бы не забывал о том, что все спортсмены находятся формально в равных условиях. Но именно формально: в том же биатлоне в мужском спринте шансы на победу были только у тех, кто стартовал в первой десятке, а потом на Уистлер наползла гигантская туча, начался мокрый снегопад, жуткий ветер, и соревнования можно было останавливать… А в результате выиграл Венсан Же, француз, который никак и никогда не котировался в качестве фаворита Олимпиады.

Есть еще один фактор, вроде бы важный и для летних Олимпиад - это акклиматизация, связанная с перелетом через часовые пояса. Здесь карта ложится спортсменам из стран близких часовых поясов. Но не забудем, что акклиматизация переносится гораздо сложнее, когда ты попадаешь в зимнюю погоду, и последствия ее могут быть более тяжелыми, особенно при соревнованиях на морозном воздухе.

- Еще один фактор, который и для летних Игр, конечно, печально действенен – это преследования, которым подвергают спортсменов допинг-комиссары. И здесь есть своя "зимняя" специфика?

- Заболевания дыхательных путей зимой особенно опасны. Многим нужно применять лекарства - ведь когда заложен нос, дыхание плохое и результата не покажешь. А принимать лекарства, оказывается, нельзя. Они могут оказаться в списке запрещенных допинг-средств. Про астматиков я уж и не говорю – слишком все это бросается в глаза именно на зимних Играх.

Допустим, некоторые виды ушли под крышу, в спокойные условия – фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт. Но вот смотрите, какие ситуации возникали на Играх в Ванкувере. Из-за технических проблем с машинами для заливки льда старт переносится на 36 минут. При этом, конечно, спортсменам и тренерам предлагают принимать решение самим – продолжать соревнования или отложить их на день. Но при этом они должны учитывать, что "телевидение категорически против любых переносов". Предположим, соревнования переносятся. Это означает, что спортсмен может "перегореть", его стартовое состояние может резко ухудшиться, и чем это лучше "погодных факторов"?

- Недаром же в "снежных" видах спорта, таких как лыжи и биатлон, не фиксируются официальные мировые рекорды. Ведь изначально невозможно создать хотя бы подобие одинаковых условий на разных трассах, да еще и в разную погоду. Слишком велик фактор случая, не так ли?

- Я всегда вспоминаю древние Олимпийские игры. Ведь там были не игры, а состязания, "агон". Там шла речь о том, что герой – это тот, кто бросает вызов случаю. И только самым большим героям, самым ярким личностям способствует богиня случая Тихе. Вот это, наверное, и является важным историческим, мифическим, мифологическим, фактором, до сих пор заметным для любой Олимпиады.

Я бы хотел привести, на мой взгляд, прекрасные, почти поэтические слова журналистки Елены Вайцеховской, в прошлом олимпийкой чемпионки: "Словенская лыжница Петра Майдич бежала с четырьмя сломанными при падении на разминке ребрами, с исступлением во взгляде, и взяла бронзу, потеряв сознание на финише. Олимпиада – соревнования, созданные для безумцев, тех, кому по большому счету безразлично, в каком состоянии их уведут, а может быть унесут с финиша. Таких всегда меньшинство – крошечная горстка – среди участников. Но именно они делают Игры тем событием, которое до озноба пробирает мир". Вот на этом я и закончу разговор о специфике Зимних Игр.