В Рязани разгорается скандал между местным отделением "Единой России" и их оппонентами -коммунистами и активистами ЛДПР. Оппозиция обвинила партию власти в использовании накануне выборов "черных технологий".
На избирательном участке, где расположен также предвыборный штаб кандидата от "Единой России" Андрея Глазунова, обнаружен тираж листовок, призывающих к свержению власти, которые должны были распространяться от имени представителей ЛДПР и КПРФ. В свою очередь единороссы говорят о попытке привлечения на выборы в качестве кандидатов от ЛДПР людей с криминальным прошлым.
Тираж агитационных листовок с призывом к свержению существующей власти обнаружили в штабе члена "Единой России" Андрея Глазунова еще в понедельник днем. Вместе с понятыми и милиционерами кабинет на избирательном участке № 997 вскрывали коммунист Владимир Федоткин и член ЛДПР, депутат Рязанской областной думы Александр Шерин. Спустя полчаса после вскрытия помещения на избирательный участок приехал заместитель председателя облизбиркома Михаил Горячев. Рассказывает член ЛДПР Александр Шерин:
- В здании ЖЭУ №18 по Куйбышевскому шоссе, дом 9 располагается избирательная участковая комиссия №997. Мы получили информацию: на протяжении двух недель из этого здания постоянно выходят агитаторы кандидата, получают агитматериалы. Соответственно, в один из дней, это был выходной, воскресенье, наши активисты с видеокамерой прибыли на избирательный участок (так как видеосъемка на территории избирательного участка не запрещена) и зафиксировали на видео: на территории избирательного участка, в кабинете инспектора префектуры Октябрьского района города Рязани развернут активно действующий избирательный штаб кандидата в депутаты от партии "Единая Россия" Глазунова Андрея Александровича. В середине следующего дня эту комнату вскрыли сотрудники милиции, составили акт осмотра. В этой комнате обнаружили несколько десятков тысяч газет, листовок, в том числе были агитационные материалы кандидата без выходных данных. Также там обнаружили флаги ЛДПР с обломанными древками, которые еще 15 января были похищены с козырька нашей приемной, было обнаружено несколько листовок, якобы выпущенных от имени ЛДПР и КПРФ, призывающих к насильственному свержению существующего строя.
На обвинение в использовании черных технологий накануне выборов в Рязани отреагировали в "Единой России". Депутат Александр Хинштейн на утреннем заседании нижней палаты парламента в среду заявил, что ЛДПР пытается провести на выборы людей с криминальным прошлым. По словам единоросса, в Рязанской области в список кандидатов включен человек, который входит в организованную преступную группировку под названием "Слоны".
В "Единой России" также считают, что их политические оппоненты сами используют черные технологии. Говорит депутат Государственной думы, руководитель рабочей группы по анализу обращений и жалоб избирателей в ходе избирательных кампаний Татьяна Воронова:
- На основании сообщения УВД и обыска, проведенного в присутствии кандидатов от ЛПДР, КПРФ и "Единой России", никаких материалов в этом офисе не было найдено. Так что такие вот обвинения в "черном пиаре", в любых других "черных" технологиях, не подтвержденные фактами, на наш взгляд, недопустимы. Это нельзя назвать нормальной предвыборной борьбой. Если это такой предвыборный пиар - привлечь внимание на волне скандала к партии, то положительно мы к этому относиться не можем. Мы считаем, что парламентская партия должна в первую очередь агитировать избирателей своими делами и предложениями о том, как решать вопросы избирателей. Мы считаем, что у нас должна идти конкуренция идей по развитию в данном случае региона рязанского, а не таких вот силовых методов давления.
Скандал в Рязани комментирует политолог Александр Кынев:
- Рязанский случай примечателен именно тем, что обычная массовая технология тут привела к скандалу, который, в общем, очень сильно ударил по партии власти в первую очередь. С чем связано, что это именно Рязань? Я думаю, это связано с тем, что просто в регионе относительно развиты политические партии, достаточно сильное и самостоятельное оппозиционное движение, сильные коммунисты, сильная организация ЛДПР, в которую в регионе вошел целый ряд представителей регионального бизнеса, в прошлом, кстати, входивших в демократическое движение. Оппозиция давно находится в конкурентном поле и не первый день борется за власть на уровне города и на уровне области.
Кандидаты в депутаты от ЛДПР в Рязани уже направили президенту и премьеру телеграммы, в которых описали происходящие в городе события, а также обвинили местных единороссов в нарушении закона, а милицию - в бездействии.
* * *
Использование партией "Единая Россия" грязных политических технологий ставит на повестку дня проблему репутации правящей партии и ее действительного влияния на происходящее в стране. Об этом обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый беседовал с политологом и журналистом, редактором отдела политики газеты "Коммерсант" Глебом Черкасовым:
- Проблема в том, что "Единая Россия" может потерять не то что нынешнюю свою репутацию, а репутацию ту, к которой она стремится. Вольно или невольно "Единая Россия" пытается воспроизвести КПСС. Она настаивает на том, что это единственная партия, которая готова брать на себя ответственность за жизнь всей страны, за жизнь каждого конкретного человека, за развитие страны и вообще за все, что только можно. Беря на себя такую ответственность (или делая вид, что берет, потому что реальная роль "Единой России" в реализации тех или иных планов достаточно сомнительна), партия забывает предъявлять требования к своим активистам, к людям, которые получают партбилет. Потому что КПСС, как бы к ней ни относиться, предъявляла достаточно жесткие требования к членам партии. Парткомы следили за их моральным обликом и за профессиональной состоятельностью. Это не значит, что КПСС была партией кристальных людей, ни в коем случае, но был некий контроль.
А в "Единой России" это не выстроено. И люди, которые сейчас приходят в "Единую Россию", легко получают партбилет, несмотря на все меры по сокращению притока сомнительных людей. Эти меры скорее декларативные: люди считают, что "корочки" "Единой России" дают им право на отмазку от любых проблем. И, соответственно, каждый такой случай бьет по имиджу партии. Потому что номенклатура - это не только те, кто отмазывается от проблем; номенклатура - это те, кто не допускает такого рода конфликтов.
- По вашему мнению, нынешняя российская номенклатура - это номенклатура советского типа? Или что-то изменилось с той поры?
- Конечно, не советского. Советская номенклатура декларировала некую ответственность за происходящее. И поскольку та номенклатура действительно имела большее отношение к реальным рычагам власти, то она была вынуждена в какой-то степени соответствовать своим декларациям. Традиции советской номенклатуры - не высовываться, не выделяться внешне, не кичиться какими-то особыми материальными благами. А посмотрите на съезд машин к любому сегодняшнему парадному подъезду - это же ярмарка тщеславия. В этом существенное отличие нынешней номенклатуры и, соответственно, "Единой России".
- Как вы считаете, велика ли роль "Единой России" как правящей партии в руководстве страной?
- "Единая Россия" контролирует всю публичную политику. Но дело в том, что публичная политика находится в таком загоне, что от контроля за ней толку немного. К тому же речь может идти лишь об авторитете отдельных функционеров "Единой России", отдельных ее руководителей, которые могут лично на что-то влиять, но ни в коем случае не совокупно обо всей партии.
- Может быть, в России просто невозможно создание другой матрицы правящей партии, нежели той, которой пытается пользоваться "Единая Россия"? Может быть, вот эта инерция наследия КПСС слишком сильна?
- В российской политике работают люди, которые начинали свой путь в советской политике. Наследники вполне переняли опыт. Кроме того, у нас не слишком авторитетен парламент - и, соответственно, борьба за него не так важна. Важна исполнительная власть. Получается, что исполнительная власть вправе отращивать себе некое публичное представительство.
- Зачем "Единая Россия" нужна тем людям, которые ее создали?
- Это приводной механизм: должна же происходить некая легитимизация решений. Госдума должна голосовать, Совет Федерации должен голосовать, краевые парламенты должны голосовать, местные парламенты тоже должны голосовать. Но я не уверен в том, что эта партия по-настоящему крепко контролирует ситуацию. Случай в Рязани - свидетельство того, что партия продолжает играть в черные избирательные технологии, хотя, казалось бы, зачем ей это, когда огромный перевес на ее стороне? "Единой России", чтобы стать партией власти, надо, с одной стороны, чуть-чуть припасть к самой власти - то есть стать больше властью, чем она сейчас есть; а с другой стороны, ей предстоит выработать какие-то критерии для себя самой. Но, опять же, в условиях потребительской идеологии это не очень возможно. Если ты начальник, то ты имеешь право контролировать некий кусок собственности, народного хозяйства. Если ты можешь контролировать, то ты должен наслаждаться жизнью - иначе тебя не поймут.