Кто вскормил болгарскую мафию

Полицейская операция "Спрут" может обернуться политическим скандалом.

В Софии задержана группа из 15 человек по подозрению в разграблении крупных предприятий, в давлении на органы власти, в содержании публичных домов. Болгарские средства массовой информации сообщают, что преступления не обошлись без участия русской мафии. Представители правительства этих сообщений не опровергают…

Уже десятый день Болгария живет, как в политическом блокбастере, где намешано все: службы разведки, связанные с преступным миром; главари мафии, коллекционирующие экзотических животных; публичные дома, в которых почти никто не работает добровольно. Детективный сюжет дополнен многозначительным названием полицейской акции, в ходе которой были арестованы 15 человек: "Спрут".

Все началось с ареста известного бизнесмена Алексея Петрова, который вплоть до прошлого года занимал высокие посты в службах безопасности. Петрову сорок с лишним лет. Во времена Тодора Живкова он был членом спецотряда в МВД и чемпионом по каратэ. После свержения Живкова, когда преступный мир ориентировался на страховой бизнес, Петров создал свою страховую компанию. В конце 90-х болгары уже считали его недосягаемым для закона. Петров полностью изменил биографию, войдя в роль респектабельного гражданина: стал доктором наук и преподавателем – специалистом по вопросам корпоративной безопасности. Был назначен советником главного прокурора страны, а затем – советником директора службы контрразведки, чья основная функция состоит в борьбе с организованной преступностью.

Клиентом связанной с Петровым страховой компании стал Совет министров, застраховавший в ней свое здание. В той же компании было застраховано здание министерства обороны, таможенное агентство и целый ряд других институтов. Во вторник выяснилось также, что данная страховая компания получила в свое время разрешение на доступ к информации, связанной с государственной безопасностью.

На вопрос, как государство могло допустить создание такого государства в государстве, министр внутренних дел Цветан Цветанов сказал: "Речь идет об отсутствии политической воли премьер-министров, занимавших этот пост на протяжении последних десяти лет. Преступный мир манипулировал отдельными политиками, которые, со своей стороны, помогали преступному миру развиваться. Наконец дошло до того, что люди стали говорить: болгарская мафия обзавелась государством. Если бы мы сейчас не нанесли удар, это бы еще больше разрослось".

Арест Петрова и еще четырнадцати человек был осуществлен на фоне жесткой критики со стороны Евросоюза, не раз заявлявшего, что Болгария не ведет адекватной борьбы с организованной преступностью. Послы стран ЕС, а также посол США в Болгарии приветствовали акцию "Спрут". По сообщениям прессы, ссылающейся на информированные источники, часть этой акции была проведена в сотрудничестве со службами безопасности Великобритании и Израиля.

Предполагается, что Алексей Петров регулярно общался с израильским и русским бизнесменом Михаилом Черным. Черный является одной из самых загадочных фигур в новейшей болгарской истории. В 90-е годы он был собственником первого в стране оператора сотовой связи, а также футбольного клуба "Левски" и популярной ежедневной газеты "Стандарт". В 2000 году, при правом правительстве, Черный был изгнан из страны по подозрению в связях с организованной преступностью. Прошлой весной левое большинство без объяснений причин проголосовало за изменение закона о пребывании в стране иностранных лиц. Принятая поправка практически разрешает Михаилу Черному вернуться в Болгарию.

Предполагаемая причастность Черного к задержанной группе Алексея Петрова усилила политическое звучание этой истории. Президент страны Георгий Парванов, например, не согласился с обвинением, что левое большинство покровительствует Черному. Наоборот, он обвинил в сомнительных связях правых: "Я запомнил некоторые имена представителей русской мафии как раз из-за того, что они прославились своими дарениями в пользу демократических сил или личных фондов".

Если акция продолжится и если власти и пресса по-прежнему будут сообщать о новых и новых фактах, связанных с деятельностью Петрова, вероятнее всего, окажется, что не замешанных в этой истории политических сил просто нет. Ведь утверждается, что сросшаяся с государством преступная группа существовала более десяти лет. То есть она беспрепятственно действовала при правом, правоцентристком и левом правительствах.