Грекам придется затянуть пояса

Планы правительства Греции по резкому сокращению госрасходов вызвали в стране всеобщую забастовку.

Долговые проблемы Греции остаются одной из самых горячо обсуждаемых тем в Европе. Эксперты все чаще говорят, что нынешний долговой кризис Греции — это и кризис всей еврозоны. Еще при ее создании все понимали, что ей предстоит объединить слишком разные в финансовом отношении страны, но за прошедшие со времени перехода на единую валюту 11 лет Евросоюз так и не выработал механизмов, призванных предотвратить кризисы, подобные нынешнему.

Специально для Радио Свобода тему комментирует президент исследовательского института IFO (Мюнхен) Ганс-Вернер Зинн:


— Конечно, о возможности возникновения ситуаций, подобных нынешней в Греции, в Европе много говорили еще при создании еврозоны. Например, тогдашний председатель Еврокомиссии Жак Делор предлагал даже создать специальный фонд на случай, если какой-то стране ЕС будет необходима экстренная финансовая помощь.


Другое дело, что к его призыву не прислушались. Поводом послужили опасения, что образование такого фонда создаст предпосылки к ослаблению финансовой политики — к чему жесткие меры экономии, если ты уверен, что в любой момент другие страны придут тебе на помощь? Поэтому 155-я статья Маастрихского договора (договор от 1992 года об учреждении на базе Европейского экономического сообщества Европейского союза. — РС) однозначно отвергает возможность такой финансовой помощи.


Конечно, не исключен вариант, что Греции в этом году придется объявить себя банкротом. И тогда, безусловно, ей нужно будет помочь. Но главный вопрос в том, кто будет помогать и как?


Пока обсуждаются три возможности. Первая — помощь Евросоюза в целом. Второй вариант — сотрудничество Греции с отдельными странами Европы в рамках двусторонних соглашений. И третий — поддержка Международного валютного фонда.


Хотя, на мой взгляд, лучше бы рассматривать их в обратном порядке. Политическое решение в рамках всего Евросоюза должно приниматься большинством голосов, куда войдут и страны, которые сами не прочь в перспективе воспользоваться таким решением. А именно против этого и направлена 155-я статья Маастрихстского договора! С другой стороны, любая страна ЕС — особенно Германия — может оказать Греции помощь самостоятельно, не дожидаясь других.


Но оптимальным вариантом, как мне кажется, была бы помощь со стороны Международного валютного фонда. Тем более, что его капитал совсем недавно был серьезно пополнен, и не в последнюю очередь за счет взносов Германии. Собственно, МВФ и создан для оказания такой помощи, и я, например, не очень понимаю, почему мы, немцы, должны платить дважды?


Правительство Греции поясняет, что просит от ЕС не денег, а гарантий, которые позволили бы стране занять деньги на финансовом рынке на приемлемых для нее условиях. Но я не вижу особой разницы. То, что Греция, уповая на гарантии других стран ЕС, попытается привлечь деньги под проценты ниже обычных рыночных, фактически означает, что Греция ждет от нас подарков.


По стране идут повсеместные протесты против предложенных правительством и одобренных Евросоюзом жестких мер экономии государственных средств. Но чтобы сохранить свою конкурентоспособность, Греции в любом случае предстоит снизить некоторые нынешние стандарты жизни. Фактически уже сейчас довольно высокий жизненный уровень греков финансируют граждане других стран ЕС. Такого огромного бюджетного дефицита, как в Греции и на Кипре, нет ни в одной стране Европы. Пенсии в Греции, с учетом налогов, самые высокие в Европе — 111 процентов к "чистой" средней зарплате! Причем получить такую пенсию можно, имея трудовой стаж всего в 15 лет! Для сравнения, в Германии человеку необходимо регулярно перечислять взносы в пенсионный фонд на протяжении 35 лет, чтобы его пенсия составила 61 процент от средней зарплаты в стране.


Чтобы Греция стала финансово самостоятельным участником Европейского союза, ее гражданам придется потуже затянуть пояса. Греческие товары должны стать дешевле, и в результате доходы греков снизятся.


Естественно, предлагаемые властями жесткие меры экономии никому не нравятся. Люди предпочитают бастовать, надеясь, что другие страны ЕС возьмут бремя на себя и как-нибудь решат их проблемы. Почему-то никто не протестовал, когда правительства Греции ежегодно увеличивали социальные расходы бюджета более чем на 3 процента. При этом рост национальной экономики был весьма скромным, то есть фактически эти траты шли за счет других европейских стран. Спрашивается, почему их граждане должны жить хуже, чем могли бы, только для того, чтобы обеспечить Греции явно завышенный для реального положения экономики страны жизненный уровень?


***


Международное рейтинговое агентство Fitch уже объявило на этой неделе о снижении кредитных рейтингов сразу четырех крупнейших греческих банков, а агентства Standard&Poor's и Moody's заявили о возможном снижении в ближайшем будущем суверенных, то есть общих кредитных рейтингов Греции. Более того, сохраняется вероятность, что в подобной ситуации могут оказаться и некоторые другие страны, в частности, Испания, Португалия, Ирландия, а то и Италия. Возможное развитие событий анализирует главный экономист итальянской международной банковской группы UniCredit Александр Кох:


— Налицо две стороны медали. С одной стороны, представляемая ранее Грецией финансовая статистика была как минимум мошеннической. А без корректной информации Европа не могла своевременно что-либо предпринять.


С другой стороны, нужно признать, что в недавнем прошлом, когда некоторые другие страны ЕС также нарушали требования европейского пакта финансовой стабильности, к ним никаких санкций не применяли, и постепенно этот документ превращался в беззубого тигра.


Теперь его прежние требования явно должны быть пересмотрены. Не исключено даже, что и весь пакт придется переписать. Для предотвращения подобных ситуаций в будущем Евросоюз должен располагать некими механизмами превентивного вмешательства. Если страны ЕС не будут придерживаться жесткой финансовой дисциплины, действительно возникает риск распада всей еврозоны.


Пока, слава Богу, мы еще весьма далеки от такой перспективы. И, на мой взгляд, нынешний скептицизм в Европе по отношению к вышеназванным странам преувеличен. Как раз на примере Ирландии мы видим, как жесткие реформы могут быстро дать первые результаты. Да, сегодня существованию европейского финансового союза ЕС еще мало что угрожает. Но если не создать соответствующих механизмов превентивного вмешательства, то в долгосрочной перспективе это уже не исключается.

Фрагмент из программы "Время и Мир" с Ириной Лагуниной