Ходорковский рассказал свободным о несвободе

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев в Хамовническом суде Москвы

Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в своей статье, которую опубликовала "Независимая газета", назвал российскую правоохранительную систему "единым предприятием, чей бизнес - узаконенное насилие". Тем не менее, в заключение Ходорковский делает вывод, что система не вечна.

В своей статье Ходорковский пишет, что "наши внешние представления о милиции, прокуратуре, суде, ФСИН как о неких самостоятельных структурах абсолютно ошибочны. Пока ты не оказался в лапах системы, ты ничего не знаешь о ней".

"Система – по сути, единое предприятие, чей бизнес – узаконенное насилие. Предприятие очень крупное, с огромным количеством внутренних конфликтов, столкновений интересов. Система – конвейер гигантского завода, который живет в собственной логике, не подчиняющейся в общем случае внешней корректировке. Если вы стали сырьем для этого конвейера, то на выходе всегда получается автомат Калашникова, то есть обвинительный приговор. Иной результат переработки сырья Системой рассматривается как брак".

Михаил Ходорковский убежден, что "цель Системы - не установить истину, а решить свою собственную задачу. Человек - лишь объект, необходимый материал для статотчетности".

"При этом уповать на закон - опасная глупость, так как система крайне насмешливо относится к закону. Наиболее внимательно Система следит за исполнением формальных требований УПК - наличием расписок, документов и прочей "макулатуры". Но одновременно человека могут бить, лишать лекарств и квалифицированного медобслуживания, издеваться грубо или изощренно".

По мнению Ходорковского, российская судебная система игнорирует конституционный принцип презумпции невиновности. Потому в последнее время участились нападки на институт суда присяжных: присяжные, как правило, неустраненные сомнения толкуют, в соответствии с конституцией, в пользу подсудимых, а недоказанность полагают равной невиновности, говорится в статье.

"Судебно-полицейский конвейер ежегодно пожирает достоинство и судьбы сотен тысяч наших сограждан, - пишет Ходорковский. - Попавших в тюрьмы, лишившихся родных и близких или "просто" потерявших свое имущество. Сюда же относятся судьбы действительных потерпевших, невыгодных Системе. Тот, кто попал в жернова, без потерь оттуда не выберется. Конвейер парализует страхом, уничтожает жизненную активность миллионов".
Российская судебная система игнорирует конституционный принцип презумпции невиновности. Потому в последнее время участились нападки на институт суда присяжных: как правило, неустраненные сомнения они толкуют, в соответствии с конституцией, в пользу подсудимых


Тем не менее экс-глава ЮКОСа делает вывод, что система не вечна: либо она будет разрушена, а ее необходимые любой стране части приведены в соответствие с конституцией, либо ее разрушение произойдет традиционным для России способом - снизу и кровью.

О том, почему "Независимая газета" опубликовала размышления Михаила Ходорковского о российской правоохранительной системе и не боится ли газета касаться этой темы, корреспондент Радио Свобода поговорила с владельцем и главным редактором издания Константином Ремчуковым.

- Меня интересовала именно судебная система, - говорит Константин Ремчуков, - поскольку я абсолютно убежден, что в центре наших проблем лежит отсутствие полной независимости суда как института, который может обеспечить продвижение других наших интересов, в частности, выборных интересов (не зарегистрировали партию, не зарегистрировали кандидата). Что касаются того, боюсь я или не боюсь… Нет, не боюсь, потому что, честно вам скажу, никакого давления на редакционную политику "Независимой газеты" я не испытываю.

- Со всеми ли тезисами Михаила Ходорковского вы согласны? В частности, он пишет: "Вопрос стоит просто и прямо - либо Система преступного конвейера будет разрушена, либо ее разрушение произойдет традиционным для России способом - снизу и кровью".

- Вы знаете, я публикую такого рода тексты не потому, что я согласен или не согласен с авторами. Просто интересна точка зрения людей, которые пишут. Я почему-то ощутил тональность слов Михаила Ходорковского в той части, что мы, которые находимся на свободе, не можем даже понять всего масштаба этой машины, этого работающего конвейера. Для меня вот это является самым главным. А уж выводы о том, будет система разрушена, не будет разрушена… У нас, в общем-то, справедливой системы правосудия нет десятилетиями. А бунты случаются не так часто. Я не буду оспаривать конкретные выводы. Меня просто поразила вот эта безнадежность системы, о которой люди, которые находятся на свободе, предпочитают не думать, поскольку это как бы где-то далеко.

С диагнозом, который ставит российской правоохранительной системе Ходорковский, абсолютно согласна журналист Ольга Романова. Ее муж, бизнесмен Алексей Козлов, осужденный по экономическим статьям, также находится в заключении. Как полагает Ольга, гонения на мужа начались после того, как она опубликовала статью "Про глупость и жадность", посвященную владельцу компании "Северсталь" Алексею Мордашову.

По словам Ольги Романовой, и ее муж, и другие "бизнес-заключенные", столкнувшись с "конвейером", о котором пишет Ходорковский, делали одно и то же открытие: наше внешнее представление о милиции, прокуратуре, суде, ФСИН абсолютно ошибочно; пока ты не оказался в лапах системы, ты ничего не знаешь о ней.

- Систему эту уже несколько раз пытались разрушить самые разные люди, самые разные лидеры, - говорит Ольга. - Но она выживает хотя бы потому, что мы не знаем ни одного громкого, внятного уголовного дела не просто в отношении одного-двух членов этой системы, а многих следователей, судей - хотя бы пары показательных процессов. Общество прощает этих людей. Но эта система рано или поздно должна быть разрушена. Иначе… иначе нам просто всем не жить, по крайней мере, не жить в России.

Интервью с Ольгой Романовой читайте здесь.