Барак Обама переходит в наступление

Президент США Барак Обама.

Решительным появлением перед телекамерами президент Обама открыл заключительную главу главной политической битвы своего президентства. Эта битва тянется уже больше года: масштабная реформа медицинского страхования стала, что называется, делом жизни Барака Обамы.

Весь первый год президентства он настойчиво требовал от однопартийцев в конгрессе положить ему на стол проект реформы, а одновременно убеждал американцев, ставших жертвой рекордной безработицы, что именно сейчас реформирование здравоохранения - самая насущная задача, поскольку стоимость медицинского страхования превращается в крупнейшее бремя для американского бизнеса. Но большинство американцев ему не поверили. Идея реформы остается крайне непопулярной, и когда демократы утратили подавляющее большинство в сенате, кампания за проведение реформы, казалось, выдохлась. Но к удивлению и союзников, и противников Барак Обама вновь вернул внимание страны к этой теме.

Президент призвал членов конгресса перестать чинить препятствия выдвижению законопроекта на голосование и, наконец, высказаться, отдав свой голос "за" или "против". Обама отверг предложение республиканцев разработать с чистого листа компромиссный, приемлемый для обеих партий проект реформы:

- Я не вижу, каким образом нам может помочь еще один год обсуждения. К тому же страховые компании не намерены перестраивать свою деятельность с чистого листа, они уже начали повышать стоимость страхования.
Никто из президентов не решался в прошлом проводить реформы такого масштаба при поддержке лишь своей партии

В окончательном варианте законопроекта демократам пришлось отказаться от идеи предоставления государственных страховок, конкурирующих с частным сектором. И все же документ содержит ряд принципиально новых положений. Среди них - обеспечение доступности страховки дополнительно десяткам миллионов американцев, создание органа государственного надзора за обоснованностью цен на услуги, запрет отказывать в страховании больным людям. Но для того чтобы поставить свою реформу на голосование, Обама и демократические лидеры в конгрессе должны преодолеть серьезное препятствие: угрозу обструкции со стороны республиканцев. Парламентские правила позволяют меньшинству, трети сената, сорвать любой законопроект большинства, прибегнув к процедурным проволочкам. Это заставляет партии идти на компромисс, принимать приемлемые для всех законы. Но Барак Обама и его однопартийцы готовы отказаться от этой традиции и провести голосование, воспользовавшись сложной процедурой реконсилиации, не раз применявшейся при обсуждении менее масштабных законопроектов. Она позволит демократам провести важнейшую для страны реформу простым большинством голосов, что, на взгляд республиканцев, станет фатальной политической ошибкой демократов - за это их накажут избиратели. Никто из президентов не решался в прошлом проводить реформы такого масштаба при поддержке лишь своей партии.

Таким образом, президент Обама подводит черту под дискуссиями о законопроекте реформы. В чем же политическая суть нынешней ситуации с законопроектом? Об этом рассказал профессор-политолог из университета штата Мичиган Уильям Аллен:

- То, что предпринимает президент, выглядит экстраординарным событием в американской политике. Политический смысл происходящего в том, что неспособность добиться принятия этого законопроекта будет означать несостоятельность Обамы как президента - как в его собственных глазах, так и в глазах многих американцев. Если ему не удастся провести реформу системы здравоохранения, он обретет стойкую репутацию президента-неудачника, повторившего политическую судьбу Джимми Картера.

- Является ли для вас сюрпризом то, что сейчас Барак Обама демонстративно отбрасывает принцип двухпартийного подхода к решению проблем, который был его козырной картой в предвыборной кампании?

- Установка на однопартийность проявилась у него вскоре после произнесения президентской присяги, когда он принял ряд односторонних административных решений. После чего предложил расточительную программу по оздоровлению экономики и оказывал давление на однопартийцев-демократов, чтобы они провели через конгресс соответствующий законопроект, не обращая внимания на возражения республиканского меньшинства. Действуя так, Обама надеялся опереться в своих законотворческих усилиях на подавляющее доминирование демократов в обеих палатах конгресса. Но президент, на мой взгляд, так и не осознал, что даже добившись одобрения законопроекта, но если при этом будет отсутствовать широкий консенсус, закон будет стоять на шатком фундаменте. И вызовет еще больший хаос вместо реального решения проблем.

Республиканцы остаются непреклонными. Их лидер в сенате Митч Макконнелл заявил, что Обама проталкивает законопроект вопреки воле избирателей.