За себя и за Чулпан

Премьера спектакля "Бедная Лиза", март 2009 года: Эраст - Андрей Меркурьев, Лиза - всё еще Чулпан Хаматова.

В марте 2009 года Театр Наций представил на суд зрителей премьеру спектакля "Бедная Лиза". Это новелла на музыку Леонида Десятникова в хореографии Аллы Сигаловой. Роли Лизы и Эраста исполняли Чулпан Хаматова и звезда Большого балета Андрей Меркурьев. Но вот - новость: Чулпан Хаматова ждет ребенка, а Лизу теперь танцует сама Алла Сигалова.

- Входить в рисунок, который сделан для другой актрисы, - это оказалось для меня очень сложно, - признается Алла Сигалова в интервью Радио Свобода. - Вплоть до того, что я текст, который сама сочинила, не могу даже выучить. Больше всего в этой ситуации мне было жалко Андрея, который со мной всегда общается как с учителем, с огромным пиететом, - а тут, значит, он должен за все места хватать и в губы целовать.

- И еще погубить по сюжету.


- Да, еще должен погубить. Но он очень талантливый человек и моментально отзывается на партнера. Он стал более жесткий, даже жестокий. Итого: текст я присвоила, но в этом тексте поселился совершенно другой персонаж, более трагический, импульсивный. Не такой светлый, как Чулпан.

- Вы сочиняли эту хореографию. Вы ее протанцовывали сама до того, как Алла Сигалова вынуждена была оказаться актрисой-исполнительницей роли?
И я никогда не думала, что, ставя на другого артиста, будет так тяжело самой надеть этот рисунок

- Протанцовывала, вселяясь в тело и в индивидуальность Чулпан. Все равно, конечно, в этом присутствует Сигалова: я не могу абсолютно отделиться от своей оболочки. Но все равно мое вживление в артиста - прежде всего. И я никогда не думала, что, ставя на другого артиста, будет так тяжело самой надеть этот рисунок.

- Зато я, как исполнитель, не могу взять и произвольно что-то поменять в предложенной мне хореографической партитуре, сделанной другим человеком: так не принято. А в этой ситуации вы можете. Почему вы решили ничего не менять, не приспосабливать на себя?

- Какие-то движения я просто физически не могу сделать - допустим, связанные с перегибами назад: я не гнусь, как Чулпан. У нее потрясающая спина, и она так перегибается - головой в пол. А я в это время просто стою столбиком. Но как-то мне кажется, что это неправильно - под себя подгребать. А потом, рядом со мной партнер, и с какой стати он должен под меня подстраиваться?

- Почему все-таки вы сами себя ввели? Ведь, в конце концов, вы могли взять какую-то другую артистку, молодую и одаренную.

- Когда пришло сообщение о том, что Чулпан ждет ребенка, мы стали думать, кого хотим видеть рядом с Андреем. И я предложила сразу двух замечательных танцовщиц - Диану Вишневу или Наташу Осипову. Сначала мы позвонили Диане и поняли, что это просто невозможно - вклиниться в ее график. Потом был долгий сюжет с Наташей Осиповой. Она ужасно хотела, мы с ней встречались, уже назначили репетицию - но Большой театр сделал все, чтобы она в этом не принимала участие. Когда я совершенно поняла, что нужно закрывать спектакль до возвращения Чулпан, Женя говорит: "Давай иди в зал и работай. Я с самого начала говорил, что это должна делать ты". И я пошла в зал. Я уже давно на сцену не выходила - и, в общем, как-то расслабилась, стала есть пирожные. Я была счастлива: наконец-то, когда мне уже за 50, я могу жить как человек. А оказывается, я опять не могу жить как человек. И опять я должна думать про граммы, каждое утро вставать на весы и смотреть, набрала или не набрала. Но мне это ужасно нравится, потому что в этом есть какой-то замечательный азарт.

* * *
Остается добавить, что "Женя", благодаря которому Алла Сигалова теперь танцует "Бедную Лизу", - это руководитель Театра Наций, артист Евгений Миронов.