Голос ЮКОСа прозвучал в Страсбурге

Пирс Гарднер - адвокат ЮКОСа в Страсбурге

Сегодня в Европейском суде по правам человека прошли слушания по делу "ЮКОС против Российской Федерации". Представители ЮКОСа утверждают, что компания была разрушена по политическим мотивам, требуют возмещения понесенных убытков и компенсации в 98 миллиардов долларов. Ожидается, что на вынесение решения у Страсбургского суда уйдет от одного до нескольких месяцев.

Слушания продолжались почти четыре часа. "Дело ЮКОСа" привлекло огромное внимание. В Европейский суд выстроилась большая очередь, места занимали заранее, и всем их не хватило. Обе стороны были представлены в суде двумя бригадами британских адвокатов: российсую бригаду возглавлял Майкл Суэйнстон, сторону ЮКОСа представлял Пирс Гарднер с партнерами.

Выступление адвоката ЮКОСа Пирса Гарднера было долгим. Он подробно пояснял, как, по мнению заявителей, российские власти нарушили положения Европейской конвенции о правах человека, касающиеся права на справедливое судебное разбирательство и права собственности. Адвокат говорил о том, что нормы налогообложения, примененные к ЮКОСу, не существовали в тот период, за который налоги были взысканы, то есть была применена обратная сила закона и, по сути, это было замаскированной экспроприацией компании и перераспределением ее активов с помощью незаконного аукциона в пользу других лиц. Во всем этом, подчеркнул адвокат, участвовало государство, которое и обязано возместить ущерб акционерам компании в размере 98 млрд долларов. Меры, примененные в отношении компании, по словам представителя ЮКОСа, были дискриминационными и оскорбительными:

- Человеческая сторона еще темнее того, что мы представили суду, - сказал Пирс Гарднер.

А вот ответное выступление представителя Российской Федерации в Европейском суде было довольно кратким. Георгий Матюшкин говорил, что это дело вообще не может рассматриваться в Евросуде, поскольку компании ЮКОС не существует (цитата по видеозаписи, размещенной на сайте Евросуда. - РС):

- Власти Российской Федерации решительно возражают против решения о приемлемости этой жалобы. Прежде всего, ЮКОС перестал существовать еще до подачи этой жалобы. Власти Российской Федерации заявляют, что жалоба на нарушение статьи шесть Европейской конвенции не обоснована, поскольку не сопровождается никакими доказательствами. В частности, заявитель утверждает, что у ЮКОСа не было времени подготовиться к заседанию в Московском арбитражном суде. Это не так, у заявителя было пять месяцев на подготовку к процессу. Этот срок разумен. Все утверждения, касающиеся незаконной, скрытой, замаскированной экспроприации, - неправда. Все действия в отношении собственности ЮКОСа были осуществлены уполномоченными на это государственными органами.

Матюшкин говорил и о том, что адвокат Пирс Гарднер не вправе представлять акционеров ЮКОСа в Евросуде. На что Гарднер заявил, что располагает полномочиями, полученными от руководства ЮКОCа еще до его банкротства, и что жалобу в Еврорпейский суд ЮКОС подал еще в 2004 году. По его словам, он представляет интересы пятидесяти тысяч акционеров ЮКОСа, живущих в разных странах.

Позиции сторон были известны заранее и сенсации не произвели. Однако то, что слушания, много раз переносившиеся, состоялись, само по себе событие. Об этом британская сторона сказала на итоговой пресс-конференции.

После завершения судебных слушаний в Страсбурге Пирс Гарднер ответил на вопросы лондонского корреспондента РС.

- Насколько вы уверены в том, что российская сторона полностью выполнит решение суда?

- В прошлом российское правительство неукоснительно исполняло решения Европейского суда. Правда, оно подавало ходатайства об отсрочке суда на полгода, но суд его не удовлетворил.

- Как, по-вашему, удалось убедить судей, что ЮКОС был разрушен по политическим мотивам?

- Уже при представлении дела мы отметили в иске: ЮКОС считает, что его принудительное банкротство было политически мотивированно. И сейчас суду нужно решить, насколько убедительно ЮКОС это доказал.

- Есть ли, на ваш взгляд, у ЮКОСа шансы получить требуемую им компенсацию от российского правительства?

- ЮКОС требует компенсацию за собственность, незаконно отобранную у него в результате насильственных акций со стороны Российской Федерации. И теперь суду предстоит решить, были ли применены к компании незаконные насильственные действия и заслуживает ли она компенсации. У суда есть право вынести такое решение, но оно не зависит от заявленной суммы компенсации.

- Когда, на ваш взгляд, можно ожидать решения суда?

- Трудно сказать наверняка, когда вердикт суда будет оглашен. Однако мы очень надеемся, что это произойдет уже в этом году.