Украина и Россия – разные государства

Новый президент Украины Виктор Янукович на этой неделе посетил Брюссель и Москву – именно в такой очередности. Европейский курс Украины останется неизменным при любом главе украинского государства. Есть объективные реалии включенности Украины в европейские и мировые рынки, ее членства во Всемирной торговой организации, ее готовности думать о присоединении к Европейскому союзу. Впрочем, в Москве всего этого попросту предпочитают не замечать.

Когда Виктор Янукович был в российской столице, он услышал от премьер-министра России Владимира Путина приглашение вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Можно, конечно, обсуждать вопрос о работоспособности этого интеграционного объединения, участники которого до сих пор не пришли к согласию по многим принципиальным вопросам. И центральный для той же Украины вопрос об энергетическом сотрудничестве оставили за скобками своего интеграционного объединения.
В Европе уяснили: важно не то, кто является президентом Украины, а то, что эта страна находится на европейском континенте, является соседом Европейского союза


Главное, впрочем, в другом: Украина – уже член Всемирной торговой организации, и в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана она вступить не может по определению. Это потребовало бы кардинального пересмотра экономических законодательств всех четырех стран, причем в сторону Украины, а не в сторону России. И первый заместитель главы администрации президента Украины Ирина Акимова еще до поездки Виктора Януковича в российскую столицу попыталась разъяснить российским переговорщикам, насколько важны для Украины ее международные обязательства и насколько нереалистичными являются подобные приглашения.

Впрочем, Владимир Путин предпочел этого не услышать. И неудивительно, потому что если убрать лозунги, то получится, то российско-украинские отношения при Викторе Януковиче останутся такими же, какими они были при Викторе Ющенко. Есть принципиальные вопросы сотрудничества, по которым у обеих стран есть кардинальные разногласия. Это и энергетическое сотрудничество России и Украины, где у каждой страны и у каждой энергетической корпорации-монополиста свои интересы. Это и представление о дальнейшем экономическом, политическом и социальном развитии, это и конкуренция на самых различных рынках. Словом, это естественная борьба интересов между двумя различными независимыми государствами.

Но этого-то, кажется, не могут понять в России, где многие политические деятели считают: стоит сменить украинского президента – и он сразу же будет защищать российские, а не украинские интересы. И это хорошо понимают в Европе, где уяснили: важно не то, кто является президентом Украины, а то, что эта страна находится на европейском континенте, является соседом Европейского союза, а в будущем, возможно, и участником европейских структур.

Именно поэтому Виктор Янукович поехал, во-первых, в Брюссель, а во-вторых – в Москву. Именно поэтому Виктор Янукович в Москве мог говорить лишь о неких декларативных ориентирах в отношениях между двумя странами. Именно поэтому Украина и Россия будут сотрудничать как два сложных государственных организма, которые развиваются по разным законам. И тут уже никаких изменений не будет, когда бы и в какой очередности ни совершали украинские президенты свои официальные визиты.